Лицом к лицу с неизвестным: круглый стол Russian Art Focus в Вене

Во время дискуссии на ярмарке viennacontemporary кураторы, искусствоведы и галеристы обсуждали вопросы интеграции постсоветских художественных сцен в глобальный арт-процесс

Слева направо: арт-директор viennacontemporary Йоханна Хромик, Жан-Юбер Мартен и Ричард Уоллис. Фото: Russian Art Focus
Слева направо: арт-директор viennacontemporary Йоханна Хромик, Жан-Юбер Мартен и Ричард Уоллис.
Фото: Russian Art Focus

В конце сентября в австрийской столице прошла ярмарка современного искусства viennacontemporary, в которой участвовали 110 галерей из 26 стран. Традиционно на ней представлено в основном искусство Центральной и Восточной Европы. Поэтому тема публичной дискуссии «Как выйти на неизведанные арт-территории?», организованной в рамках конференции Culture 5.0 онлайн-изданием о российском искусстве на английском языке Russian Art Focus, оказалась крайне актуальна как для посетителей, так и для организаторов ярмарки. Не секрет, что арт-сцена бывшего СССР до сих пор остается терра инкогнита для большинства западных коллекционеров и кураторов. В дискуссии участвовали куратор и историк искусства Жан-Юбер Мартен, искусствовед Саймон Хьюитт, арт-директор viennacontemporary Йоханна Хромик и советник директора Государственного Эрмитажа Николас Ильин. Модераторами беседы выступили главный редактор Russian Art Focus Ричард Уоллис и искусствовед Кристианна Бонин.

Говоря о роли художественных институций в реконтекстуализации неевропейских культур, Жан-Юбер Мартен обобщил ситуацию: «Чтобы иметь живую и признаваемую в мире художественную сцену, необходимо наличие нескольких вещей: во-первых, рынка, во-вторых, исторического бэкграунда, в-третьих, музея или ряда музеев, которые показывают национальное искусство и могут служить ориентиром для коллекционеров, кураторов и всех тех посетителей, кто хочет понять местную художественную ситуацию». Он отметил, что главная проблема крупных музеев, таких как Центр Помпиду, Тейт, нью-йоркский Музей современного искусства (MoMA), состоит в том, что их политика крайне осторожная, даже робкая. Как правило, они следуют за рынком. Понадобилось 30 лет для того, чтобы африканское искусство наконец проникло в экспозиции MoMA и Центра Помпиду. То же самое, по его мнению, происходит и с искусством Центральной Азии. Художников из этих стран мы пока видим лишь на ярмарках, а некоторые из них появляются на международных выставках. «По моему мнению, главная проблема заключается в свободе суждения кураторов. Многие ли из них могут позволить себе поехать в отдаленные страны, остаться там на несколько недель, вникнуть в ситуацию, встретиться с художниками, отказаться от предрассудков? Одно из таких предубеждений, например, — отделять современное искусство от того, что мы называем ремеслом. Разницы между искусством и ремеслом, заявленной западными экспертами, не существует во многих других культурах. Нам нужно сформировать своего рода новый подход к другим культурам, чтобы понимать, как они работают, и приглашать этих художников в наши музеи», — убежден Мартен.

Круглый стол Russian Art Focus в Вене. Фото: Russian Art Focu
Инна Баженова, издатель The Art Newspaper, сооcнователь Russian Art Focus. Фото: Russian Art Focus
Куратор и историк искусства Жан-Юбер Мартен. Фото: Russian Art Focus
Главный редактор Russian Art Focus Ричард Уоллис. Фото: Russian Art Focus
Председатель совета директоров viennacontemporary Дмитрий Аксенов, сооснователь Russian Art Focus. Фото: Russian Art Focus
Искусствовед Саймон Хьюитт. Фото: Russian Art Focus
Николас Ильин, советник директора Государственного Эрмитажа. Фото: Russian Art Focus
Арт-директор viennacontemporary Йоханна Хромик. Фото: Russian Art Focus
Круглый стол Russian Art Focus в Вене.
Фото: Russian Art Focu
Инна Баженова, издатель The Art Newspaper, сооcнователь Russian Art Focus.
Фото: Russian Art Focus
Куратор и историк искусства Жан-Юбер Мартен.
Фото: Russian Art Focus
Главный редактор Russian Art Focus Ричард Уоллис.
Фото: Russian Art Focus
Председатель совета директоров viennacontemporary Дмитрий Аксенов, сооснователь Russian Art Focus.
Фото: Russian Art Focus
Искусствовед Саймон Хьюитт.
Фото: Russian Art Focus
Николас Ильин, советник директора Государственного Эрмитажа.
Фото: Russian Art Focus
Арт-директор viennacontemporary Йоханна Хромик.
Фото: Russian Art Focus

Тема институциональной и государственной поддержки национального искусства вызвала бурную дискуссию. Саймон Хьюитт отметил, что в Центральной Азии правительства в основном используют подобную поддержку в пропагандистских целях. В то же время в странах Балтии, таких как Эстония, государство нередко покрывает расходы частных галерей, когда они принимают участие в международных художественных ярмарках, что дает им несправедливое преимущество перед конкурентами из других стран. В ответ на это замечание Йоханна Хромик заявила, что многие европейские страны, к примеру Австрия и Словения, тоже предоставляют поддержку своим галереям, когда те участвуют в престижных ярмарках вроде Art Basel или лондонской Frieze.

По мнению Сергея Попова, основателя московской галереи pop/off/art, единственный способ преодолеть колониальный подход западных кураторов и институций к бывшим советским республикам и странам бывшего Восточного блока — это развитие связей между странами. «Очень интересно узнать, что казахские художники думают о грузинских художниках или как украинцы смотрят на прибалтийскую арт-сцену. Общение между этими странами чрезвычайно важно», — считает он. 

Другой московский галерист, Екатерина Ираги, добавила, что в России галереям приходится просвещать публику, у которой нет традиций коллекционирования. Она отметила, что в России интеллектуалы в крупных городах, по сути, находятся в оппозиции к властям, и отчасти поэтому они все больше интересуются современным искусством. «Это неизбежно, и это наш путь к демократии. Я рассматриваю свою работу почти как гражданский долг. Современное искусство — это разные мнения, разнообразие и признание других точек зрения», — заявила она.

В конце дискуссии Рита Янссен, член дипломатического консультативного совета арт-центра BOZAR в Брюсселе, высказала предположение, что следует забыть о самой привычке определять страны, простирающиеся от Прибалтики до Центральной Азии, как «постсоветские», поскольку богатые культурные традиции на этих территориях существовали задолго до того, как они стали частью СССР.

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
3
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
4
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
7
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+