18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

В Музее Людвига решили очистить наследие

№85
Материал из газеты

В Кельне проходит выставка «Русский авангард: оригинал и подделка»

Выставка «Русский авангард в Музее Людвига: оригинал и подделка» (до 3 января) говорит о серьезной проблеме — подделках в фондах музеев мира. Она стала результатом полномасштабного технологического исследования сомнительных работ из коллекции музея, которое провели его сотрудники совместно с технологами из Лондона и Чикаго. Инициаторами и кураторами выставки выступили заместитель директора музея Рита Керстиг и один из его ведущих реставраторов Петра Мандт. В рамках выставки пройдет конференция, организованная музеем в сотрудничестве с Russian Avant-Garde Research Project (RARP). В ней примут участие музейные кураторы, историки искусства, реставраторы и сотрудники правоохранительных органов из Европы, России и США.

«Для нас, как для публичного музея, это фундаментальный вопрос: являются произведения подлинными или нет? — говорит Рита Керстиг. — Коллекция русского авангарда, завещанная музею Петером и Иреной Людвиг в 2011 году, большая, но, к сожалению, именно она оказалась сильно заражена неаутентичными работами. Многие любители искусства с нетерпением ждут открытия выставки, хотя нашлись и те, кто недоволен прозрачностью исследований и публикациями их результатов. Сомнительные произведения русского авангарда находятся и в других музеях, которые тоже заинтересовались этими исследованиями».

Научную работу и организацию выставки поддержали фонды Беатрикс Лихткен, Петера и Ирен Людвиг, Эрнста фон Сименса, Герды Хенкель, фонд ZEIT.

«Выставка в Музее Людвига — первый опыт широкого научно-технологического исследования коллекции русского авангарда в большом европейском музее, — рассказывает Константин Акинша, организатор конференции, член правления RARP. — Ряд скандалов, разразившихся в музеях, как недавняя история с выставкой „шедевров“ Игоря Топоровского в Генте, требовал пересмотра музейных стандартов работы с русским авангардом. Сомнительные произведения разбросаны по музеям от Австрии до Австралии. Пришло время чистить авгиевы конюшни».

Кельнская коллекция русского авангарда насчитывает около 600 картин. Составлять ее начал в конце 1970-х годов сам Петер Людвиг, когда в русском авангарде мало кто разбирался. Покупки продолжались и после его смерти. Но лишь около десяти лет назад приступили к их планомерному исследованию.

«Установить подлинность произведения, используя только современный химико-технологический анализ, сложно, — уточняет Петра Мандт. — Технологии — лишь один из трех столпов исследования подлинности, который основан и на изучении провенанса, и на искусствоведческом анализе. Только результаты по всем трем направлениям позволяют сделать квалифицированный вывод. Сейчас в Европе есть несколько профессиональных лабораторий с большим опытом работы, но комплексные исследования стоят дорого. Для продолжения нашего проекта нам нужно искать средства».

Всего в залах представлено 25 экспонатов: одни подлинные, другие — доказанные подделки, третьи имеют сомнительную атрибуцию. Они висят рядом, чтобы посетители могли видеть «источник вдохновения» для фальсификаторов. Все это сопровождается обширными текстами с результатами технологических исследований, подтверждающих выводы специалистов.

Например, здесь представлено несколько подлинных и сомнительных работ Любови Поповой. Часть из них в конце 1970-х приобрел Петер Людвиг у самых известных европейских арт-дилеров, но только у одного из экспонатов безупречный провенанс.

Наряду с работами Нины Коган, Казимира Малевича, Климента Редько, Александра Родченко, Ольги Розановой, Николая Суетина, Ильи Чашника, Александры Экстер и других на выставке показывают 14 картин Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой, фундаментальную экспертизу которых провела доктор Джиллин Надольны из лондонского Научно-исследовательского института художественного анализа в сотрудничестве с Петрой Мандт в рамках проекта RARP.

«На мой взгляд, одна из ярких иллюстраций того, как изобретательны изготовители подделок, — это очередной проун Эль Лисицкого, — поясняет Константин Акинша. — В результате рентгенологического исследования специалисты музея обнаружили, что „проун“ написан на куске картона. Это оказался фрагмент старой репродукции работы немецкого художника Людвига Кнауса. Изготовители подделки отрезали половину картона Кнауса и изобразили на нем Лисицкого».

Конференция состоится в конце ноября. В ней, в частности, примут участие Ирина Кочергина и Любовь Пчелкина из Третьяковской галереи, Вивиан Барнетт из Нью-Йорка. Приглашены также Евгения Петрова (Русский музей), Роксана Маркочи из нью-йоркского Музея современного искусства (МоМА), Марта Руэ из Музея Тиссен-Борнемиса, кураторы из Альбертины. К выставке подготовлен большой каталог на немецком и английском языках. 

Самое читаемое:
1
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа — всё Бенуа». Художественная династия представлена здесь работами нескольких десятков членов этой семьи и художников, входивших в круг Бенуа
19.12.2025
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+