18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Усадебную историю в деталях рассматривают в музее «Новый Иерусалим»

Грандиозной выставкой «Возвращение в усадьбу» и приуроченным к ней фестивалем симфонической музыки под открытым небом музей «Новый Иерусалим» отмечает 100-летний юбилей

Усадьба Никольское-Гагарино. Никольская церковь. Фото: Юрий Еремин / музей «Новый Иерусалим»
Усадьба Никольское-Гагарино. Никольская церковь.
Фото: Юрий Еремин / музей «Новый Иерусалим»

Выставка продлится аж до мая — такой важной музей ее для себя посчитал. Фестиваль же симфонической музыки, программу которого составил молодой и модный дирижер Василий Петренко (он смог это сделать между полетами в Осло и Ливерпуль, где руководит оркестрами), — так вот, фестиваль будет идти всего четыре дня, до воскресенья, и это отличный повод выбраться из Москвы на природу — на Истру: полюбоваться монастырем, посмотреть выставку, послушать музыку.

У музея «Новый Иерусалим» драматичная судьба, что, впрочем, можно сказать о многих русских музеях. Созданный в 1920-м, на волне революционного романтизма, музей к середине 1930-х стал крупнейшим в Подмосковье. Но в 1937-м его первый директор, настоящий подвижник Натан Шнеерсон был репрессирован; в годы войны большую часть собранной коллекции не успели эвакуировать, и она тоже погибла. Когда в начале 2000-х Министерство культуры РФ издаст «Сводный каталог культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны», «Новому Иерусалиму» в этом многотомном издании посвятят не одну, а две книги — так много было утрачено.

Усадьба Ивановское-Безобразово. Главный дом. Фото: Юрий Еремин / музей «Новый Иерусалим»
Усадьба Ивановское-Безобразово. Главный дом.
Фото: Юрий Еремин / музей «Новый Иерусалим»

Из своих 100 лет 94 года музей располагался в Новоиерусалимском монастыре, изучая его историю и архитектуру, поддерживая и реставрируя его стены. Более полувека именно стараниями музея восстанавливался взорванный в годы войны Воскресенский собор. Но в 1994 году в Новом Иерусалиме вновь началась монашеская жизнь, а в 2014-м музей переехал (вынужден был переехать) в новое, построенное специально для его коллекции — а она насчитывает 190 тыс. единиц хранения, — здание. Последние шесть лет были поиском себя. И надо сказать, что музей в конце концов придумал невиданную для провинциальной институции международную повестку. Выставки Пикассо, Дюрера, Фаберже и Шагала сделали его местом паломничества московских и питерских интеллектуалов и предметом гордости жителей города Истра.

Коронавирус и карантин спутали, конечно, музейные планы по поводу 100-летнего юбилея. Не случись вируса, сейчас бы мы видели выставку с мощным международным участием. Но и то, что получилось, ничуть не хуже, и местами даже до слез щемяще.

Экспозиция выставки «Возвращение в усадьбу». Фото: музей «Новый Иерусалим»
Экспозиция выставки «Возвращение в усадьбу».
Фото: музей «Новый Иерусалим»

Итак, нам предлагают вернуться в усадьбу. И понятно почему. В 1920-е годы именно усадебные коллекции становились основой молодых советских музеев. Сегодня тот давний процесс кажется двойственным: с одной стороны, спасали, но с другой — ведь забирали без спроса, увозили в казенный дом семейные реликвии, галереи семейных портретов, домашнюю утварь, присваивали себе чужую историю. Но такая позиция — это взгляд на ситуацию в общем и целом, а вот если разбираться в деталях…

Собственно, выставка и интересна ранее ускользавшими деталями. Куратором ее выступила Ксения Новохатько — архитектор, искусствовед, знаток усадеб, автор издания «Загородное ралли. Музеи-усадьбы вокруг Москвы» (в комплект входит книга и девять карт). Научным консультантом стал Александр Савинов из музея-усадьбы «Лопасня-Зачатьевское» в Чехове. Он знает об усадебной культуре все в цифрах и лицах и может рассказывать о ней часами.

Экспозиция выставки «Возвращение в усадьбу». Фото: музей «Новый Иерусалим»
Экспозиция выставки «Возвращение в усадьбу».
Фото: музей «Новый Иерусалим»

У выставки стильный современный дизайн. Первый зал — преамбула: вы оказываетесь как бы в заросшем парке с прудом. Пруд почти настоящий, с лилиями, и в его глади отражаются огни. Во втором зале зрителю предлагают погрузиться в историю семейств — Шереметевых, Голицыных, в переплетение судеб вокруг имения Ильинское-Усово, которым полвека перед революцией владела царская семья. Третий зал стилизован под дворцовую анфиладу, и каждый его раздел посвящен стилю конкретной эпохи — от елизаветинского времени до начала XX века. Музей извлек из своих таинственных и необъятных запасников великолепные образцы фарфора, мебели, оружия, предметы медальерного искусства, стекло, часы, бронзу, ткани. И поскольку это все расположено не как в музее — по видам и жанрам искусств, а как в доме — со слегка утрированным переизбытком, то оставляет ощущение рождественского праздника. И наконец, финал экспозиции — современные проекты реставрации усадеб и снятый с дрона, летом и в начале сентября 2020-го, психоделический фильм о том, что от усадеб осталось. Сегодня многие из них лежат в руинах, но и по руинам можно оценить строгую симметрию дворцовых комплексов, их размах и выгодное расположение, например у реки.

Щемящий же нерв выставке придает отдельная «Лента времени» — экспозиция в экспозиции. Ее можно назвать «Усадьбы и XX век».

Экспозиция выставки «Возвращение в усадьбу». Фото: музей «Новый Иерусалим»
Экспозиция выставки «Возвращение в усадьбу».
Фото: музей «Новый Иерусалим»

Сразу после революции образованные и социально ответственные люди озаботились судьбой покинутых усадеб. «Граждане, старые хозяева ушли, после них осталось огромное наследство. Теперь оно принадлежит всему народу», — взывали к соотечественникам Горький, Добужинский, Рерих и Бенуа. «Был 1918 год. Это было время, когда в Москве лежали дохлые лошади… Но в это незабываемое время нами владел высокий революционный пафос! Мы спасали ценности, которые оставались в имениях… Нас называли тогда любопытно — „эмиссарами“», — вспоминал позже Николай Пахомов (1890–1978), директор музея «Абрамцево».

Питер ванн Асх. «Пейзаж с фигурами». XVII в. Фото: музей «Новый Иерусалим»
Питер ванн Асх. «Пейзаж с фигурами». XVII в.
Фото: музей «Новый Иерусалим»

В 1922 году 19-летний Владимир Згура, 23-летний Алексей Греч (оба искусствоведы), архитектор и физик Сергей Топоров 40 лет и 35-летний историк и писатель Иван Евдокимов создают Общество изучения русской усадьбы (ОИРУ). На пике работы в общество входило более 100 человек. За восемь лет существования участники ОИРУ составили картотеку усадеб, карту Подмосковья с их расположением, выпустили дюжину путеводителей и даже открыли Историко-художественные курсы для музейных работников. Надо ли говорить, что к концу десятилетия эта стихийная волна краеведения была жестоким образом пресечена властью. Шла обратная волна — как раз узаконенного государством грабежа. В 1928-м ударные бригады АО «Антиквариат» получили чрезвычайные полномочия отбирать лучшие образцы искусства в музеях и библиотеках с целью продажи их на Запад. Им очень мешали защитники старины и бескорыстные краеведы. Музеи, существовавшие в то время в усадьбах, были закрыты, сами здания перепрофилированы под больницы и детские дома, а люди отправлены в лагеря. Было арестовано более 30 историков, искусствоведов, просто неравнодушных людей, которые что-то делали для спасения усадебной культуры. И на выставке имена многих из этих мучеников культуры названы.

Что касается организаторов ОИРУ, то Владимир Згура утонул в 1927 году в Феодосии, ему было всего 24. Алексей Греч задумал побег из СССР, был схвачен в 8 км от латвийской границы, осужден и отправлен на пять лет на Соловки. В годы Большого террора его снова арестовали и расстреляли. В 1932-м, в лагере, он написал книгу «Венок усадьбам». Рукопись — толстая тетрадь большого формата в твердом переплете — чудом уцелела. В 1990-е ее нашли в архиве Исторического музея и издали. На выставке «Возвращение в усадьбу» книга, ставшая легендой, цитируется не раз.

Неизвестный голландский художник. «Натюрморт с туканом». XVIII в. Фото: музей «Новый Иерусалим»
Неизвестный голландский художник. «Натюрморт с туканом». XVIII в.
Фото: музей «Новый Иерусалим»

И вот эта параллельная реальность XX века создает для всей выставки удивительный рефрен. Во-первых, все ее экспонаты — это не просто изящные вещи навсегда канувшей в Лету жизни. Они — безусловная ценность, достижения национальной культуры. Ведь никакой другой культуры, кроме усадебной, у нас, по сути, в XVIII и большей части XIX века не было. И за то, чтобы это наследие осталось, чтобы мы сегодня могли его видеть, люди заплатили жизнями.

Когда позже в день открытия, 23 сентября, во дворе музея под черным звездным небом прекрасный скрипач Максим Венгеров играл Бетховена, а на стены проецировали черно-белые фотографии тех, кто создавал музей на протяжении 100 лет, трудно было удержаться от слез, настолько символичным получилось все действо.

Музей «Новый Иерусалим»
Возвращение в усадьбу
До 30 мая 2021

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+