18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Усадебную историю в деталях рассматривают в музее «Новый Иерусалим»

Грандиозной выставкой «Возвращение в усадьбу» и приуроченным к ней фестивалем симфонической музыки под открытым небом музей «Новый Иерусалим» отмечает 100-летний юбилей

Выставка продлится аж до мая — такой важной музей ее для себя посчитал. Фестиваль же симфонической музыки, программу которого составил молодой и модный дирижер Василий Петренко (он смог это сделать между полетами в Осло и Ливерпуль, где руководит оркестрами), — так вот, фестиваль будет идти всего четыре дня, до воскресенья, и это отличный повод выбраться из Москвы на природу — на Истру: полюбоваться монастырем, посмотреть выставку, послушать музыку.

У музея «Новый Иерусалим» драматичная судьба, что, впрочем, можно сказать о многих русских музеях. Созданный в 1920-м, на волне революционного романтизма, музей к середине 1930-х стал крупнейшим в Подмосковье. Но в 1937-м его первый директор, настоящий подвижник Натан Шнеерсон был репрессирован; в годы войны большую часть собранной коллекции не успели эвакуировать, и она тоже погибла. Когда в начале 2000-х Министерство культуры РФ издаст «Сводный каталог культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны», «Новому Иерусалиму» в этом многотомном издании посвятят не одну, а две книги — так много было утрачено.

Из своих 100 лет 94 года музей располагался в Новоиерусалимском монастыре, изучая его историю и архитектуру, поддерживая и реставрируя его стены. Более полувека именно стараниями музея восстанавливался взорванный в годы войны Воскресенский собор. Но в 1994 году в Новом Иерусалиме вновь началась монашеская жизнь, а в 2014-м музей переехал (вынужден был переехать) в новое, построенное специально для его коллекции — а она насчитывает 190 тыс. единиц хранения, — здание. Последние шесть лет были поиском себя. И надо сказать, что музей в конце концов придумал невиданную для провинциальной институции международную повестку. Выставки Пикассо, Дюрера, Фаберже и Шагала сделали его местом паломничества московских и питерских интеллектуалов и предметом гордости жителей города Истра.

Коронавирус и карантин спутали, конечно, музейные планы по поводу 100-летнего юбилея. Не случись вируса, сейчас бы мы видели выставку с мощным международным участием. Но и то, что получилось, ничуть не хуже, и местами даже до слез щемяще.

Итак, нам предлагают вернуться в усадьбу. И понятно почему. В 1920-е годы именно усадебные коллекции становились основой молодых советских музеев. Сегодня тот давний процесс кажется двойственным: с одной стороны, спасали, но с другой — ведь забирали без спроса, увозили в казенный дом семейные реликвии, галереи семейных портретов, домашнюю утварь, присваивали себе чужую историю. Но такая позиция — это взгляд на ситуацию в общем и целом, а вот если разбираться в деталях…

Собственно, выставка и интересна ранее ускользавшими деталями. Куратором ее выступила Ксения Новохатько — архитектор, искусствовед, знаток усадеб, автор издания «Загородное ралли. Музеи-усадьбы вокруг Москвы» (в комплект входит книга и девять карт). Научным консультантом стал Александр Савинов из музея-усадьбы «Лопасня-Зачатьевское» в Чехове. Он знает об усадебной культуре все в цифрах и лицах и может рассказывать о ней часами.

У выставки стильный современный дизайн. Первый зал — преамбула: вы оказываетесь как бы в заросшем парке с прудом. Пруд почти настоящий, с лилиями, и в его глади отражаются огни. Во втором зале зрителю предлагают погрузиться в историю семейств — Шереметевых, Голицыных, в переплетение судеб вокруг имения Ильинское-Усово, которым полвека перед революцией владела царская семья. Третий зал стилизован под дворцовую анфиладу, и каждый его раздел посвящен стилю конкретной эпохи — от елизаветинского времени до начала XX века. Музей извлек из своих таинственных и необъятных запасников великолепные образцы фарфора, мебели, оружия, предметы медальерного искусства, стекло, часы, бронзу, ткани. И поскольку это все расположено не как в музее — по видам и жанрам искусств, а как в доме — со слегка утрированным переизбытком, то оставляет ощущение рождественского праздника. И наконец, финал экспозиции — современные проекты реставрации усадеб и снятый с дрона, летом и в начале сентября 2020-го, психоделический фильм о том, что от усадеб осталось. Сегодня многие из них лежат в руинах, но и по руинам можно оценить строгую симметрию дворцовых комплексов, их размах и выгодное расположение, например у реки.

Щемящий же нерв выставке придает отдельная «Лента времени» — экспозиция в экспозиции. Ее можно назвать «Усадьбы и XX век».

Сразу после революции образованные и социально ответственные люди озаботились судьбой покинутых усадеб. «Граждане, старые хозяева ушли, после них осталось огромное наследство. Теперь оно принадлежит всему народу», — взывали к соотечественникам Горький, Добужинский, Рерих и Бенуа. «Был 1918 год. Это было время, когда в Москве лежали дохлые лошади… Но в это незабываемое время нами владел высокий революционный пафос! Мы спасали ценности, которые оставались в имениях… Нас называли тогда любопытно — „эмиссарами“», — вспоминал позже Николай Пахомов (1890–1978), директор музея «Абрамцево».

В 1922 году 19-летний Владимир Згура, 23-летний Алексей Греч (оба искусствоведы), архитектор и физик Сергей Топоров 40 лет и 35-летний историк и писатель Иван Евдокимов создают Общество изучения русской усадьбы (ОИРУ). На пике работы в общество входило более 100 человек. За восемь лет существования участники ОИРУ составили картотеку усадеб, карту Подмосковья с их расположением, выпустили дюжину путеводителей и даже открыли Историко-художественные курсы для музейных работников. Надо ли говорить, что к концу десятилетия эта стихийная волна краеведения была жестоким образом пресечена властью. Шла обратная волна — как раз узаконенного государством грабежа. В 1928-м ударные бригады АО «Антиквариат» получили чрезвычайные полномочия отбирать лучшие образцы искусства в музеях и библиотеках с целью продажи их на Запад. Им очень мешали защитники старины и бескорыстные краеведы. Музеи, существовавшие в то время в усадьбах, были закрыты, сами здания перепрофилированы под больницы и детские дома, а люди отправлены в лагеря. Было арестовано более 30 историков, искусствоведов, просто неравнодушных людей, которые что-то делали для спасения усадебной культуры. И на выставке имена многих из этих мучеников культуры названы.

Что касается организаторов ОИРУ, то Владимир Згура утонул в 1927 году в Феодосии, ему было всего 24. Алексей Греч задумал побег из СССР, был схвачен в 8 км от латвийской границы, осужден и отправлен на пять лет на Соловки. В годы Большого террора его снова арестовали и расстреляли. В 1932-м, в лагере, он написал книгу «Венок усадьбам». Рукопись — толстая тетрадь большого формата в твердом переплете — чудом уцелела. В 1990-е ее нашли в архиве Исторического музея и издали. На выставке «Возвращение в усадьбу» книга, ставшая легендой, цитируется не раз.

И вот эта параллельная реальность XX века создает для всей выставки удивительный рефрен. Во-первых, все ее экспонаты — это не просто изящные вещи навсегда канувшей в Лету жизни. Они — безусловная ценность, достижения национальной культуры. Ведь никакой другой культуры, кроме усадебной, у нас, по сути, в XVIII и большей части XIX века не было. И за то, чтобы это наследие осталось, чтобы мы сегодня могли его видеть, люди заплатили жизнями.

Когда позже в день открытия, 23 сентября, во дворе музея под черным звездным небом прекрасный скрипач Максим Венгеров играл Бетховена, а на стены проецировали черно-белые фотографии тех, кто создавал музей на протяжении 100 лет, трудно было удержаться от слез, настолько символичным получилось все действо.

Музей «Новый Иерусалим»
Возвращение в усадьбу
До 30 мая 2021

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+