18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

«ЧА ЩА» в роще: искусство на каждом шагу

В небольшом лесу подмосковного курорта «Пирогово» открыта большая выставка. Одна из лучших в нынешнем постковидном сезоне

Придумал и курировал выставку «ЧА ЩА» Андрей Ерофеев, финансировала и организовала галерея JART. Место выбрано искусством давно освоенное: на курорте «Пирогово» с 2003-го по 2005-й Владимир Дубосарский проводил фестиваль «Арт-Клязьма», популярный у художников, арт-критиков и публики, оставивший массу самых радужных воспоминаний об отличных работах и праздничной атмосфере. Раньше и позже в «Пирогово» тоже проходили различные художественные мероприятия, но событиями не ставшие.

Нынешняя выставка вернула художников в это место дорогого комфортного отдыха. Причем искусство это не коммерческое. Среди 42 объектов 26 художников есть произведения буквально и в переносном смысле глубокие, есть ироничные, много смешных, несколько красивых, несколько лишних, одно политическое (или два?) — но ничего на продажу.

Причина очевидной разности показанных работ, возможно, лежит в противоречивости кураторской программы. С одной стороны, тема бегства вполне серьезна, с другой — название выставки и огороженный лесочек, где она проходит, составляют комическое соединение. Но поскольку организаторы и куратор призвали художников быть абсолютно свободными, то они и выступили, как захотели.


Легкомысленные

Группа «Художественное уединение», образовавшаяся на время выставки в составе «Обледенения архитекторов», Ирины Кориной и примкнувших к ним «ЕлиКука», поставила в лесной экспозиции с десяток объектов. Все смешные: две картины (акрил, холст) — портреты стоящих рядом деревьев; «Стадо диких мангалов» — 66 б/у реди-мейдов; «Мемориальный комплекс „Шашлычная“» — черного гранита памятник мангалу; «Фуршет» — аллея деревьев, где к стволам привязаны столики с белыми скатерками, накрытые для выпить-закусить. И еще несколько подобных шуток. В описании и на фотографиях они не выглядят смешно, но почему-то при встрече в лесу вызывают у зрителей приступ веселья. Лесная прогулка, свежий воздух, хорошая погода, развлекающее искусство притупляют критическое восприятие.

Не столь смешны, но остроумны шесть валунов, на которых выбиты знаки джойстика, — «На распутье» Ольги Божко. Лежащие на земле листы бумаги с надписями «На все ваши вопросы ответ: да» и «Не спрашивайте» авторства Ильи Китупа тоже можно считать шуткой.


Глубокие

В кураторском тексте Ерофеев пишет об уходе в лес как поиске убежища. Приняли его вызов Игорь Макаревич и Елена Елагина — по их воле была вырыта глубокая землянка-галерея, на стенках которой висят офорты из серии «Жизнь на снегу» 1994 года. «Офорты представляют собой изображения и всевозможные приспособления для передвижения по снегу, способы сооружения укрытий и перечень растений, пригодных для пищи в условиях экстремальных ситуаций», — поясняют художники. Их землянка — настоящее убежище, труднодоступное и еле в лесу различимое. Внутри там страшновато и совсем не весело. Вынужденное бегство — не авантюрное путешествие, а тяжелое испытание.

Еще серьезнее «Бункер» Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой. Самое депрессивное и жесткое произведение «ЧА ЩИ». Землянка обставлена как домашняя квартирка, но проход в нее и стены завешены большими цветными фотографиями лиц известных политиков, и выражения этих лиц, прямо скажем, малоприятные, глаза намозолившие. И нет от них спасения даже в лесу, на выставке современного искусства. Описание своей злой работы авторы заканчивают названием самого известного произведения Врубеля — граффити на Берлинской стене с изображением поцелуя взасос двух партийных госсекретарей — Брежнева и Хонеккера. Только вместо восклицательного предложение стало вопросительным: «Поможет ли Господь выжить среди этой смертельной любви?».


Красивые

«Иконос» Валерия Кошлякова — сложное, красивое, чисто формалистское произведение. Этот фанерный объект напоминает одновременно самодельный сарай, изображение строений на русской иконе и конструктивистский рельеф. Иконосы Кошлякова — живописные и объемные — можно было не раз увидеть на выставках, но на воздухе, в открытом пространстве новый иконос смотрится очень естественно и вызывает еще больше ассоциаций. Кажется, еще органичнее он был бы на фестивале «Архстояние», где игра с архитектурными формами — основная тема, генеральная линия.

«Вертикаль — горизонталь» («Паутина») Франциско Инфанте и Нонны Горюновой, как и все, что делает эта пара классиков отечественного искусства, красива, лаконична и элегантна. Натянутые между деревьями пересекающиеся былые резинные веревки напоминают и паутину, и струны неведомого музыкального инструмента, и дачный гамак.


Бродский

Александр Бродский сделал когда-то для «Арт-Клязьмы» блестящие вещи: «Водочный павильон», собранный из старых окон, и будто готовый упасть ресторан «95 градусов». Они сохранились в памяти их видевших, в многочисленных публикациях и фотографиях в интернете. На «Архстоянии» есть еще несколько шедевров Бродского. Для «ЧА ЩИ» он сделал «Сотку» — коричневый металлический глухой забор высотой 2,5 м, ограничивающий площадь в 100 кв. м. Сотка — мера площади дачных участков, окруженных, как правило, забором, нередко высоким. Дача для многих — второй дом, «моя крепость», и у нее тоже должны быть глухие стены. Можно заметить, как постепенно фестивальные объекты Бродского теряют свойственную им сентиментальность. В «Сотке» ее и вовсе нет. Кажется, что за таким высоким забором скрыта не тихая семейная жизнь, а злая собака.


Отдельнов

Павел Отдельнов — человек рациональный, он четко выстраивает свои многосоставные проекты, где есть и документы, и объекты, и фото, и видео, и картины. Все части связаны между собой и имеют социальный пафос. Неудивительно, что Отдельнов — один из лидеров среднего поколения наших художников. Он много выставляется, претендовал в этом году на премию «Инновация» и получил ее вместе с другими номинантами. Но кажется, что независимо от человека существует художник Отдельнов. Он пишет картины, где есть внутреннее напряжение, недосказанность, тайна, даже мистика. Вот и к «ЧА ЩЕ» Отдельнов подошел рационально: нашел в интернете популярную фразу, сделал из нее светящуюся надпись, выбрав самый стандартный шрифт, поставил красные буковки на зеленой лесной опушке. И непонятно почему, прочитав «Россия это край чудес. Родился в ней, и в ней исчез» (пунктуация авторская), становится невыносимо тоскливо, и фраза эта занозой застревает в голове и назойливо повторяется, как угроза.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+