18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Трудная прогулка по современному искусству

Парк «Зарядье» заполнен объектами, проектами и инсталляциями — здесь проходит выставка номинантов 1-й Московской Арт Премии. Большинство показанных на ней работ известны по уже прошедшим выставкам, а неизвестные не слишком интересны

Московская Арт Премия (так официально и пишется в обход родной грамматики — каждое слово с прописной буквы) — мероприятие во всех смыслах солидное. У этого проекта Фонда современного искусства, поддержанного Правительством Москвы, экспертный совет состоит из уважаемых профессионалов в каждой из пяти номинаций: изобразительное искусство и архитектура, музыка, театр, литература, кино. Совет отбирает номинантов и путем голосования определяет трех победителей. Их денежное вознаграждение также весьма внушительное: в каждой номинации они получают по 3 млн, 2 млн и 1 млн руб. соответственно занятому месту. Есть еще и главный приз за лучший проект года — 3 млн руб. Так что премия вполне, что называется, престижная, и понятно, почему привлекла большое количество участников.

Выставка многочисленных номинантов в разделе «Изобразительное искусство и архитектура» открыта в парке «Зарядье». Основная экспозиция теснится в Медиацентре, но работы расположены и во всех павильонах, и на открытом воздухе. В общем, современное искусство ожидает зрителей на каждом шагу. И если в музеи и выставочные залы приходит публика, знающая, на что идет, то пришедшие погулять в «Зарядье» люди теряются от нежданной встречи с инсталляциями и объектами. Хотя ничего особенно экстравагантного и шокирующего неподготовленного человека на выставке нет. Жаль, конечно, что здесь не предусмотрено зрительское голосование и мы не узнаем, что же нравится независимому от устоявшихся мнений посетителю.

Ну а для завсегдатаев показов современного искусства здесь почти все знакомо, сплошное дежавю. Согласно положению о премии, в ней оцениваются произведения последних трех лет, и большинство номинированных работ, по крайней мере лучших, можно было увидеть на выставках в московских музеях. И их авторы хорошо известны. В выставке в «Зарядье» приняли участие Игорь Шелковский, Константин Батынков, Евгений Антуфьев, Анна Желудь, Витас Стасюнас, Игорь Самолет, Алексей Беляев-Гинтовт, Мария Сафронова, Павел Отдельнов, Ян Гинзбург, Сергей Шеховцов и другие, всего 50 экспонентов. Некоторые представлены отдельными работами, но большинство, как, например, Таус Махачева, — фрагментами своих недавних выставок. Среди работ есть и те, что просто преследуют опытного зрителя: стальная матрешка «Агата» Григория Орехова и здесь блестит отполированными боками. «Неваляшка втягивает внешний мир в себя, на это настроена геометрия ее поверхностей — от выпуклостей до воронок», — объясняет автор.

Пояснительные тексты к экспонатам написаны вполне понятно, часто самими авторами, но в них есть некоторые умолчания. «Однажды казаки пришли на выставку современного искусства, но увиденное им не понравилось…» — читаем объяснение Дмитрия Зарвы к его милой графичной картине «Казаки на выставке». Вообще-то казаки приходили на выставки Марата Гельмана не однажды, в Москве и в Краснодаре, и «не понравилось» — слишком мягкая формулировка для их действий, но выставка в «Зарядье» не терпит конфликта, она общепримиряющая.

Честно говоря, любая выставка номинантов драматургически не выстроена, такой уж жанр. А количество участников и разбросанность экспонатов делают показ в околокремлевском парке вообще трудным для осознанного восприятия. Работы можно обнаружить в самых непредвиденных местах: «Ноев ковчег» Максима Харлова (ребра купола погибшей церкви напоминают остов затонувшего корабля) заморожен в «Ледяной пещере», претенциозной композиции «Протосимфония» Алексея Дьякова (пень и корневище могучего дерева, над ним тесаный ствол, в завершение — световой фонарь плюс музыкальное сопровождение) явно тесно в отведенном месте «Заповедного посольства». Зато повезло деревянному «Хранителю» Дмитрия Аске: пятиметровая деревянная скульптура, напоминающая огромную детскую игрушку, стоит у входа в парк, и ее невозможно не заметить. До прибытия на выставку она украшала двор комплекса Balchug Residence.

Девиз премии — «В Москве, о Москве, для Москвы», но это вовсе не значит, что столица — главный герой принятых на конкурс произведений. Как объяснено на сайте мероприятия, достаточно, что участник живет или выставляется в городе. Так что столице посвящено совсем немного произведений. Объявят победителей-лауреатов 1-й «Московской Арт Премии» предположительно через три месяца, но только когда закончится режим пандемических ограничений. Очевидно, церемония награждения задумана торжественной и многолюдной.

Перед каждым членом экспертного совета стоит ответственная и непростая задача определить лауреатов. Для Ольги Свибловой и Василия Церетели она осложняется еще и тем, что среди номинантов — участники выставок в музеях, где они директорствуют. Но будем надеяться, что среди авторов инсталляций, концептуальных проектов, декоративных арт-объектов и медитативных видео они сумеют выбрать лучших.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+