Трудная прогулка по современному искусству

Парк «Зарядье» заполнен объектами, проектами и инсталляциями — здесь проходит выставка номинантов 1-й Московской Арт Премии. Большинство показанных на ней работ известны по уже прошедшим выставкам, а неизвестные не слишком интересны

Выставка номинантов Московской Арт Премии в «Зарядье». Фото: пресс-служба парка «Зарядье»
Выставка номинантов Московской Арт Премии в «Зарядье».
Фото: пресс-служба парка «Зарядье»

Московская Арт Премия (так официально и пишется в обход родной грамматики — каждое слово с прописной буквы) — мероприятие во всех смыслах солидное. У этого проекта Фонда современного искусства, поддержанного Правительством Москвы, экспертный совет состоит из уважаемых профессионалов в каждой из пяти номинаций: изобразительное искусство и архитектура, музыка, театр, литература, кино. Совет отбирает номинантов и путем голосования определяет трех победителей. Их денежное вознаграждение также весьма внушительное: в каждой номинации они получают по 3 млн, 2 млн и 1 млн руб. соответственно занятому месту. Есть еще и главный приз за лучший проект года — 3 млн руб. Так что премия вполне, что называется, престижная, и понятно, почему привлекла большое количество участников.

Выставка многочисленных номинантов в разделе «Изобразительное искусство и архитектура» открыта в парке «Зарядье». Основная экспозиция теснится в Медиацентре, но работы расположены и во всех павильонах, и на открытом воздухе. В общем, современное искусство ожидает зрителей на каждом шагу. И если в музеи и выставочные залы приходит публика, знающая, на что идет, то пришедшие погулять в «Зарядье» люди теряются от нежданной встречи с инсталляциями и объектами. Хотя ничего особенно экстравагантного и шокирующего неподготовленного человека на выставке нет. Жаль, конечно, что здесь не предусмотрено зрительское голосование и мы не узнаем, что же нравится независимому от устоявшихся мнений посетителю.

Григорий Орехов. «Агата». Фото: пресс-служба парка «Зарядье»
Григорий Орехов. «Агата».
Фото: пресс-служба парка «Зарядье»

Ну а для завсегдатаев показов современного искусства здесь почти все знакомо, сплошное дежавю. Согласно положению о премии, в ней оцениваются произведения последних трех лет, и большинство номинированных работ, по крайней мере лучших, можно было увидеть на выставках в московских музеях. И их авторы хорошо известны. В выставке в «Зарядье» приняли участие Игорь Шелковский, Константин Батынков, Евгений Антуфьев, Анна Желудь, Витас Стасюнас, Игорь Самолет, Алексей Беляев-Гинтовт, Мария Сафронова, Павел Отдельнов, Ян Гинзбург, Сергей Шеховцов и другие, всего 50 экспонентов. Некоторые представлены отдельными работами, но большинство, как, например, Таус Махачева, — фрагментами своих недавних выставок. Среди работ есть и те, что просто преследуют опытного зрителя: стальная матрешка «Агата» Григория Орехова и здесь блестит отполированными боками. «Неваляшка втягивает внешний мир в себя, на это настроена геометрия ее поверхностей — от выпуклостей до воронок», — объясняет автор.

Пояснительные тексты к экспонатам написаны вполне понятно, часто самими авторами, но в них есть некоторые умолчания. «Однажды казаки пришли на выставку современного искусства, но увиденное им не понравилось…» — читаем объяснение Дмитрия Зарвы к его милой графичной картине «Казаки на выставке». Вообще-то казаки приходили на выставки Марата Гельмана не однажды, в Москве и в Краснодаре, и «не понравилось» — слишком мягкая формулировка для их действий, но выставка в «Зарядье» не терпит конфликта, она общепримиряющая.

Максим Харлов. «Ноев Ковчег». Фото: пресс-служба парка «Зарядье»
Максим Харлов. «Ноев Ковчег».
Фото: пресс-служба парка «Зарядье»

Честно говоря, любая выставка номинантов драматургически не выстроена, такой уж жанр. А количество участников и разбросанность экспонатов делают показ в околокремлевском парке вообще трудным для осознанного восприятия. Работы можно обнаружить в самых непредвиденных местах: «Ноев ковчег» Максима Харлова (ребра купола погибшей церкви напоминают остов затонувшего корабля) заморожен в «Ледяной пещере», претенциозной композиции «Протосимфония» Алексея Дьякова (пень и корневище могучего дерева, над ним тесаный ствол, в завершение — световой фонарь плюс музыкальное сопровождение) явно тесно в отведенном месте «Заповедного посольства». Зато повезло деревянному «Хранителю» Дмитрия Аске: пятиметровая деревянная скульптура, напоминающая огромную детскую игрушку, стоит у входа в парк, и ее невозможно не заметить. До прибытия на выставку она украшала двор комплекса Balchug Residence.

Дмитрий Аске. «Хранитель». Фото: пресс-служба парка «Зарядье»
Дмитрий Аске. «Хранитель».
Фото: пресс-служба парка «Зарядье»

Девиз премии — «В Москве, о Москве, для Москвы», но это вовсе не значит, что столица — главный герой принятых на конкурс произведений. Как объяснено на сайте мероприятия, достаточно, что участник живет или выставляется в городе. Так что столице посвящено совсем немного произведений. Объявят победителей-лауреатов 1-й «Московской Арт Премии» предположительно через три месяца, но только когда закончится режим пандемических ограничений. Очевидно, церемония награждения задумана торжественной и многолюдной.

Перед каждым членом экспертного совета стоит ответственная и непростая задача определить лауреатов. Для Ольги Свибловой и Василия Церетели она осложняется еще и тем, что среди номинантов — участники выставок в музеях, где они директорствуют. Но будем надеяться, что среди авторов инсталляций, концептуальных проектов, декоративных арт-объектов и медитативных видео они сумеют выбрать лучших.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+