18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Клавдия Семеновна не выставлялась

В Медиацентре парка «Зарядье» проходит выставка творчества избранных пенсионеров — дело в принципе хорошее, но даже в ее названии есть неприятный эйджизм

«Выставка Клавдии Семеновны», открытая в «Зарядье», событием художественным не стала. На ней собраны работы профессионалов и любителей, отобранных по возрастному признаку. Есть вещи хорошие (среди участников немало художников), есть приятные. Но рядом с ними достаточно банальных и беспомощных. И кураторство нескольких известных московских художников мало чем помогло большинству экспонентов — что можно успеть сделать за четыре занятия в рамках программы «Московское долголетие» с группой в двенадцать человек? Разве что имена-отчества подопечных выучить. Но это и не обязательно.

«Клавдия Семеновна — это собирательный образ участников „Московского долголетия“», — пишут в пояснении к выставке ее организаторы. То есть всех московских людей, перешедших известные возрастные границы, устроители называют «Клавдией Семеновной». Так больничные санитарки ко всем немолодым женщинам обращаются «бабушка», но и они делают различие по полу подопечных.

На самом деле ни одной бесфамильной Клавдии Семеновны среди участников выставки нет, а есть Альфред Ефимович Затуринский, Светлана Борисовна Павлова, Ольга Васильевна Огаркова, Эльза Дмитриевна Линюк и другие счастливые люди, достаточно здоровые и энергичные, чтобы писать акварели и маслом, фотографировать и делать декоративные объекты.

Славно, что «13 тысяч москвичей старшего возраста регулярно посещают занятия «Московского долголетия» по направлениям «Рисование» и «Художественно-прикладное творчество», как сообщается на сайте парка. Не страшно, что выставка, конечно, показуха, как без нее. Пусть повезло только нескольким десяткам из этих 13 тысяч поработать вместе с современными художниками, получить новый опыт и новые впечатления, публично выставить свои работы и повстречаться на вернисаже с Никасом Сафроновым. Пряников сладких все равно не хватит на всех. И денег, потраченных на выставку, не жаль, их к пенсиям не добавишь.

Но есть вопросы. При чем здесь анекдотическая «Клавдия Семеновна», пресловутая «бабушка у подъезда»? Разве художники, опытные и начинающие, — не ее антиподы? Почему выставку надо представлять вот таким малоудачным образом: «В процессе подготовки было использовано 353 баночки с краской, 160 кистей, 91 холст, 82 палитры, 65 мягких игрушек, 2 манекена, 2400 строительных скоб, 11 молотков и 50 листов наждачной бумаги». Скобы понадобились участникам группы Петра Быстрова, занятым «скобогравюрой». Мягкие игрушки — инструмент подопечных Ростана Тавасиева. Холсты предназначались для живописцев, ими руководил Константин Тотибадзе. Ну и без наждачной бумаги, понятно, не обойтись.

Эйджизм — дискриминация по возрасту — проявляется не только в нежелании брать немолодых людей на работу, но и в делении людей по возрасту, в обобщении «пенсионеры» без различия не только личностей, но даже пола.

И почему, кстати, в устроенном в рамках выставки массовом сеансе расписывания керамических тарелочек (курировал Миша Most) не могли участвовать дети, юноши и девушки? Возрастная дискриминация молодых или возрастная резервация для старших?  

«Выставка Клавдии Семеновны». Выставочный зал Медиацентра парка «Зарядье». До 9 сентября. Вход свободный.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+