18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Влюбленный в 1990-е: в МАММ проходит выставка Игоря Мухина

№84
Материал из газеты

Среди музейной публики много молодежи, «миллениалов». Выставка «Наши 1990-е. Время перемен» будет для них историческим свидетельством. Для людей, помнящих 1990-е, она станет поводом к ностальгии

Игорь Мухин сегодня маститый фотограф с длинным послужным списком: выставки, книги, публикации, премии, преподавание в Школе Родченко. А 30 лет назад ему было 30. Нешироко известный фотограф-неформал, в конце 1980-х снимавший героев русского рока и андерграундных художников, он делал черно-белые снимки в стиле французского и советского кино 1960-х с его культом нежной неприкаянной молодости.

Наши 1990-е сделали его звездой, это было его время, и он сохранил в своих длинных фоторепортажах-сериалах тогдашние события и настроения людей, особенно пристально вглядываясь в молодых.

Сегодня принято поминать 1990-е недобрым словом: разруха, безработица, смятение, очереди, пустые прилавки. О надеждах, обретенной свободе выражать собственное мнение и выбирать образ жизни, об энергии, освободившейся при распаде советской империи и облучившей ее граждан оптимизмом, помнят только сами эти граждане и свидетельствуют фотографии Игоря Мухина. Их и показывают на выставке в Мультимедиа Арт Музее, первом постсоветском музее, открывшемся в 1996 году и называвшемся тогда просто Московским домом фотографии. Одним из первых его современных авторов и стал Мухин.

Среди постоянной публики МАММ много молодых людей, «миллениалов», выставка будет для них историческим свидетельством. Для людей, помнивших 1990-е, она станет поводом к ностальгии, ведь тогда они, как и герои Мухина, были молоды, влюблены и верили, что впереди только лучшее. На одной из самых известных фотографий 1990-х — «Выпускники-99» — нарядные вчерашние школьники смотрят вверх с восторгом, словно впав в религиозную экзальтацию, как будто увидели в небе обещание вечной счастливой жизни. Можно считать этот снимок метафорой охватившей общественное сознание эйфории.

Мухин, как и многие его современники, снимал сталинистов (они тоже наконец смогли выступать публично), нацболов, военных, митингующих и демонстрантов, но ни у одного фотографа нет так много фотографий целующихся, обнимающихся, влюбленных. Причем фотографий поэтичных, целомудренных, деликатных, слегка сентиментальных. Словно их автор хотел показать, что во времена перемен есть одно неизменное, независимое от происходящего состояние — влюбленность. 

Мультимедиа Арт Музей, Москва
Игорь Мухин. Наши 1990-е. Время перемен
5 сентября – 11 ноября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+