Кругозор по лицензии

№84, сентябрь 2020
№84
Материал из газеты

Государственная Дума и Минэкономразвития хотят обязать экскурсоводов подтверждать квалификацию каждые пять лет и намерены ограничить их работу одним регионом

Школьная экскурсия в Третьяковской галерее. 1978. Фото: Борис Кавашкин / Фотобанк Лори
Школьная экскурсия в Третьяковской галерее. 1978.
Фото: Борис Кавашкин / Фотобанк Лори

В Государственной Думе рассматривают законопроект о совершенствовании деятельности экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников. Документ, разработанный Министерством экономического развития еще в прошлом году, этим летом прошел первое чтение, к середине августа профильный думский комитет собрал правки от Союза экскурсоводов России. Второе и главное чтение запланировано на осень. Законопроект станет знаковым для всей отрасли, поскольку предполагает введение единых норм работы таких специалистов и критериев их оценки. Например, авторы документа предлагают ввести обязательную аттестацию всех экскурсоводов через каждые пять лет. Основанием для допуска к ней станет наличие среднего или высшего профессионального образования в области туристской деятельности либо дополнительного профессионального.

При этом аттестация будет локальной: ее сможет проводить профильный орган государственной власти (например, областной комитет по туризму), относящийся к тому субъекту федерации, где планирует работать экскурсовод. Проводить экскурсии в других регионах он не сможет. Для сравнения: в Европе, где рынок туристических услуг — старейший в мире, гиды не обязаны повторно подтверждать свою квалификацию, а полученный аттестат действует, как правило, на территории всей страны.

От прохождения обязательной аттестации будут освобождены лишь сотрудники религиозных организаций, экскурсоводы, работающие бесплатно, а также гиды, которых нанимают собственники объектов для проведения экскурсий — именно по этим объектам.

Другая новация, прописанная в законопроекте, связана с запретом иностранцам работать экскурсоводами и гидами-переводчиками — так в правительстве надеются защитить интересы национального туристического рынка. Однако на практике это исключит из него наиболее уязвимых игроков, например бывших граждан СССР, которые говорят по-русски, имеют советское образование, но не имеют российского гражданства.

Экскурсовод с группой детей в Государственном Эрмитаже. 2016. Фото: Александр Демьянчук / ТАСС
Экскурсовод с группой детей в Государственном Эрмитаже. 2016.
Фото: Александр Демьянчук / ТАСС

Самый заметный удар новый закон нанесет по авторским экскурсионным проектам, рассчитанным не на туристов, а на местных жителей, считают собеседники The Art Newspaper Russia. Во многих российских городах набрали популярность тематические экскурсии по истории архитектуры, литературы, театра, промышленности, которые проводят краеведы и гиды-энтузиасты. При этом они нередко организуют выездные экскурсии, в том числе за пределы своего региона. Оценить квалификацию таких специалистов — историков, инженеров, геологов, журналистов, театроведов — в рамках существующих представлений о работе гидов невозможно.

«Законопроект, который сегодня рассматривает Госдума, идет вразрез с общеевропейским трендом: там регулирование рынка снижается с каждым годом. Например, в Италии еще несколько лет назад все гиды должны были проходить аттестацию в том регионе, где планировали работать, но теперь это ограничение снято. Сейчас, имея соответствующий сертификат, они могут работать не только по всей Италии, но и в любой точке Евросоюза. Такая же ситуация во Франции. А в Германии и Швейцарии подобных ограничений не было никогда», — рассказывает автор просветительского проекта «Совсем другой город» Ирина Стрельникова. По ее оценке, принятие документа в существующем виде незаконно, поскольку он подчиняет области туризма то, что туризмом не является, а именно городские экскурсии. «Прогулки по городу с гидом — это не туризм, ведь они предназначены для тех, кто и так здесь живет. Это сфера культуры и досуга. Так почему аттестовать таких гидов должно туристическое ведомство?» — говорит Стрельникова.

Профессиональное сообщество скептически отнеслось к инициативе Минэкономразвития — в начале августа на сайте change.org появилось открытое письмо руководителей экскурсионных проектов к депутатам Госдумы (по состоянию на 12 августа его подписали более 7,6 тыс. человек). Авторы обращения просят парламентариев не принимать закон об обязательной аттестации. «Мы решительно возражаем против принятия той части законопроекта, которая относится к экскурсоводам и грозит отбросить отрасль экскурсоведения на несколько десятилетий назад и лишить права на работу огромное количество профессионалов и любителей, не вписывающихся в рамки традиционного туризма с его обзорными экскурсиями и посещением стандартного набора туристических достопримечательностей», — говорится в петиции. Автор открытого письма Ирина Стрельникова считает: аттестация должна быть добровольной, при этом в стране должен появиться единый реестр аттестованных экскурсоводов — для тех клиентов, кто хочет воспользоваться услугами гида с подтвержденной квалификацией. 


Анна Трапкова
Директор Музея Москвы

Законопроект о совершенствовании деятельности гидов, который сейчас рассматривает Госдума, затрагивает не только авторские экскурсионные проекты, но и музеи, которые проводят экскурсии на улицах города, в том числе и для зарубежных туристических групп. Я думаю, было бы правильно закрепить в законе заявительный порядок аккредитации гидов. Сейчас документ оставляет больше вопросов, чем ответов. Главный из них: как сохранить небольшие проекты, которые востребованы среди горожан? Авторские экскурсионные проекты — стимул для низового краеведческого движения, и важно, чтобы закон не убил все живые ростки, которые появились на этом поле за последние годы.

Материалы по теме:
Музей может обидеть каждый
Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+