Кругозор по лицензии

№84, сентябрь 2020
№84
Материал из газеты

Государственная Дума и Минэкономразвития хотят обязать экскурсоводов подтверждать квалификацию каждые пять лет и намерены ограничить их работу одним регионом

Школьная экскурсия в Третьяковской галерее. 1978. Фото: Борис Кавашкин / Фотобанк Лори
Школьная экскурсия в Третьяковской галерее. 1978.
Фото: Борис Кавашкин / Фотобанк Лори

В Государственной Думе рассматривают законопроект о совершенствовании деятельности экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников. Документ, разработанный Министерством экономического развития еще в прошлом году, этим летом прошел первое чтение, к середине августа профильный думский комитет собрал правки от Союза экскурсоводов России. Второе и главное чтение запланировано на осень. Законопроект станет знаковым для всей отрасли, поскольку предполагает введение единых норм работы таких специалистов и критериев их оценки. Например, авторы документа предлагают ввести обязательную аттестацию всех экскурсоводов через каждые пять лет. Основанием для допуска к ней станет наличие среднего или высшего профессионального образования в области туристской деятельности либо дополнительного профессионального.

При этом аттестация будет локальной: ее сможет проводить профильный орган государственной власти (например, областной комитет по туризму), относящийся к тому субъекту федерации, где планирует работать экскурсовод. Проводить экскурсии в других регионах он не сможет. Для сравнения: в Европе, где рынок туристических услуг — старейший в мире, гиды не обязаны повторно подтверждать свою квалификацию, а полученный аттестат действует, как правило, на территории всей страны.

От прохождения обязательной аттестации будут освобождены лишь сотрудники религиозных организаций, экскурсоводы, работающие бесплатно, а также гиды, которых нанимают собственники объектов для проведения экскурсий — именно по этим объектам.

Другая новация, прописанная в законопроекте, связана с запретом иностранцам работать экскурсоводами и гидами-переводчиками — так в правительстве надеются защитить интересы национального туристического рынка. Однако на практике это исключит из него наиболее уязвимых игроков, например бывших граждан СССР, которые говорят по-русски, имеют советское образование, но не имеют российского гражданства.

Экскурсовод с группой детей в Государственном Эрмитаже. 2016. Фото: Александр Демьянчук / ТАСС
Экскурсовод с группой детей в Государственном Эрмитаже. 2016.
Фото: Александр Демьянчук / ТАСС

Самый заметный удар новый закон нанесет по авторским экскурсионным проектам, рассчитанным не на туристов, а на местных жителей, считают собеседники The Art Newspaper Russia. Во многих российских городах набрали популярность тематические экскурсии по истории архитектуры, литературы, театра, промышленности, которые проводят краеведы и гиды-энтузиасты. При этом они нередко организуют выездные экскурсии, в том числе за пределы своего региона. Оценить квалификацию таких специалистов — историков, инженеров, геологов, журналистов, театроведов — в рамках существующих представлений о работе гидов невозможно.

«Законопроект, который сегодня рассматривает Госдума, идет вразрез с общеевропейским трендом: там регулирование рынка снижается с каждым годом. Например, в Италии еще несколько лет назад все гиды должны были проходить аттестацию в том регионе, где планировали работать, но теперь это ограничение снято. Сейчас, имея соответствующий сертификат, они могут работать не только по всей Италии, но и в любой точке Евросоюза. Такая же ситуация во Франции. А в Германии и Швейцарии подобных ограничений не было никогда», — рассказывает автор просветительского проекта «Совсем другой город» Ирина Стрельникова. По ее оценке, принятие документа в существующем виде незаконно, поскольку он подчиняет области туризма то, что туризмом не является, а именно городские экскурсии. «Прогулки по городу с гидом — это не туризм, ведь они предназначены для тех, кто и так здесь живет. Это сфера культуры и досуга. Так почему аттестовать таких гидов должно туристическое ведомство?» — говорит Стрельникова.

Профессиональное сообщество скептически отнеслось к инициативе Минэкономразвития — в начале августа на сайте change.org появилось открытое письмо руководителей экскурсионных проектов к депутатам Госдумы (по состоянию на 12 августа его подписали более 7,6 тыс. человек). Авторы обращения просят парламентариев не принимать закон об обязательной аттестации. «Мы решительно возражаем против принятия той части законопроекта, которая относится к экскурсоводам и грозит отбросить отрасль экскурсоведения на несколько десятилетий назад и лишить права на работу огромное количество профессионалов и любителей, не вписывающихся в рамки традиционного туризма с его обзорными экскурсиями и посещением стандартного набора туристических достопримечательностей», — говорится в петиции. Автор открытого письма Ирина Стрельникова считает: аттестация должна быть добровольной, при этом в стране должен появиться единый реестр аттестованных экскурсоводов — для тех клиентов, кто хочет воспользоваться услугами гида с подтвержденной квалификацией. 


Анна Трапкова
Директор Музея Москвы

Законопроект о совершенствовании деятельности гидов, который сейчас рассматривает Госдума, затрагивает не только авторские экскурсионные проекты, но и музеи, которые проводят экскурсии на улицах города, в том числе и для зарубежных туристических групп. Я думаю, было бы правильно закрепить в законе заявительный порядок аккредитации гидов. Сейчас документ оставляет больше вопросов, чем ответов. Главный из них: как сохранить небольшие проекты, которые востребованы среди горожан? Авторские экскурсионные проекты — стимул для низового краеведческого движения, и важно, чтобы закон не убил все живые ростки, которые появились на этом поле за последние годы.

Материалы по теме:
Музей может обидеть каждый
Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+