18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей может обидеть каждый

Обсуждение проблемы нелегальных экскурсий прошло в Третьяковке вяло, но скандал в соцсетях должен на нем закончиться. Невозможно больше скандалить

Хочу сразу уточнить: я пишу не информационный текст, а колонку, то есть высказываю личное мнение, естественно, субъективное — другого личного мнения не бывает. 

В пятницу Третьяковская галерея устроила общественное обсуждение «Нужны ли правила музею?» в зале Врубеля. Так, с одной стороны, она ущемила права зрителей (они два часа не могли посмотреть на «Демона»), с другой — поставила себя в заведомо выгодное положение: хамить перед шедеврами труднее, чем в соцсетях. Просто невозможно. Одно дело грозить в виртуальном пространстве, другое — видеть, где именно ты собирался устроить флешмоб и нарочно говорить с друзьями, чтобы лично убедиться: выведут и оскорбят. Так же невозможно сказать в лицо сотрудникам Третьяковки, что они совок, желают видеть музей без посетителей (то есть дураки) и много денег (жадные до них) — не такие у сотрудников и сотрудниц музея лица.

Скандал в соцсетях, расскажу, если кто не знает, вспыхнул после того, как на Facebook человек, назвавший себя Tnargime Rǝnni, род занятий theater explorer, рассказал, как его выгнали из Третьяковской галереи, когда он объяснял увиденное двум друзьям. Смотрители и охрана посчитали дружескую беседу несанкционированной экскурсией, запрещенной музейными правилами. Я Tnargime Rǝnni не знаю, проверить его рассказ не могу — вел ли он экскурсию или дружески беседовал. Допускаю, что служители и охрана переусердствовали. Но выводы театрального исследователя вроде «Оказалось, что это целенаправленная охрана искусства от мнения, обсуждения и дискуссий» меня смешат. 

Однако не смешны последовавшие дискуссии. Оказалось, что многих в Третьяковке обидели — кого только что, кого давным-давно. Кого-то не обижали, но и это повод обличать в корысти и безмозглости и грозить Конституционным судом. 

Не буду перечислять все угрозы и обвинения, обрушившиеся на сотрудников галереи и ее директора. Многие просто неприличны, другие доказывают, что обвинители в музее были разве что в далекие школьные годы, потому что советуют, например, завести аудиогиды, которые давно в Третьяковке имеются. Мне хочется понять причину ненависти. 

На истоки ее при обсуждении (запись можно посмотреть на сайте галереи) указал доктор искусствоведения Алексей Лебедев, эксперт в музейном деле. Когда-то, передаю своими словами, музей был храмом и правила поведения в нем были строгие, потом его стали считать местом общения и пошли навстречу посетителю, зайдя, возможно, дальше разумного. Еще музей — это фирма, бренд, он должен зарабатывать и отвечать за свое имя и за все, что происходит в его стенах. Плюс к этому состояние общества. 

Но это проблема не только музея — выполнять все функции одновременно, но и зрителей. Они ждут и требуют от музея невозможного — идеального. Чтобы можно было говорить и сосредоточенно созерцать в тишине, развлекаться и вдумываться, иметь вышколенных и безупречно вежливых смотрителей и экскурсоводов на любой вкус. Директора, всегда готового навести порядок во всех залах одновременно и находить деньги на выставки и починку крыши. То есть музей должен и обслуживать посетителя как слуга народа, и духовно возвышать его, он ведь храм. Быть совершенным в несовершенном обществе. А Третьяковская галерея — да, этого не может. 

Как и ни один музей мира, особенно большой и посещаемый. И разговоры, что в Лувре разрешают все — я был, никто не выгонял, — тут не помогут. Лувр, особенно в зале с «Моной Лизой», — как трамвай в час пик и на храм никак не похож. Он демократичнее чем, например, Национальная галерея в Лондоне, Уффици во Флоренции или Прадо в Мадриде, но от толп там не продохнуть.

Ради разведения экскурсионных потоков в Лаврушинском Третьяковка и приняла новые правила. В чем они заключаются и какие в них внесены коррективы, можно прочитать на сайте галереи (раздел «Посетителям»). Про волнующих многих вопрос, что такое экскурсия для одного человека, на обсуждении был дан ответ. Если вы постоянно, даже ежедневно, появляетесь в залах музея в Лаврушинском со своим другом или родственником, у вас, как у Деточкина, их много, то вас сочтут ведущим экскурсии. Как правило, таких людей в музее знают в лицо. Что касается групп студентов профильных и непрофильных вузов, а также школьников, то их просят заранее регистрироваться, это необходимо для соблюдения порядка в тесных залах музея. Плата за экскурсии будет отменена.

И последнее. Tnargime Rǝnni в своем незабвенном посте написал, что, выдворив его, Третьяковка разом зачеркнула все хорошее, что делала многие годы. А я вот готова ей многое простить — как же жить не прощая! — за отличные выставки, за смелые эксперименты, за патриотизм, отличный от воинственного официального, за стремление меняться и верность традициям. Потому что хочется, согласитесь, привести детей и внуков в то же место, где ты был когда-то потрясен «Демоном». 

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
3
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
4
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
5
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
6
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+