18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Нидерланды все настойчивее расстаются с колониальным прошлым

В авангарде происходящих перемен — новая организация «Музеи признают цвет»

Общественное движение за культурные преобразования, зародившееся в Нидерландах задолго до массовых акций протеста против расизма, наконец получило институциональную поддержку. Недавно здешние музеи объединились в организацию под названием Musea Bekennen Kleur («Музеи признают цвет»), чья главная задача состоит в продвижении инклюзивности и многообразия. В числе первых в объединение вступили Рейксмузеум, Дом-музей Рембрандта, Музей ван Гога и Стеделейк-музей в Амстердаме, Музей ван Аббе в Эйндховене и Центральный музей в Утрехте.

Координатор проекта Асфа Бейнар, исследовательница и музейный педагог нидерландско-суринамского происхождения, рассказала, что уже к концу июня число его участников выросло до 26, а заявки еще 16 музеев находятся на рассмотрении.

Одновременно с созданием объединения в Доме-музее Рембрандта открылась выставка «Здесь. Чернокожие во времена Рембрандта» (до 6 сентября). Директор музея Лидевей де Куккук подчеркивает: «Самое главное — не выставки, а перестройка мышления в целом». Она сообщила, что нынешняя экспозиция готовилась на протяжении четырех лет и стала «плодом совместного творчества во всех отношениях». В частности, в работе над ней принимали участие два приглашенных куратора, два дизайнера, консультанты и инфлюенсеры, напрямую связанные с «сообществами, внимание которых мы хотим привлечь».

Прежде музеи тоже шли навстречу новым веяниям, но при этом «готовили выставки исключительно собственными силами», как отмечает Стефани Аркейнджел, которой принадлежит идея выставки в Доме-музее Рембрандта. «Вопрос в том, когда музеи будут готовы нанимать небелых кураторов в штат, в том числе на руководящие посты, чтобы у тех была возможность проводить настоящие перемены, — говорит Аркейнджел, занимающая должность младшего куратора в Рейксмузеуме. — Полагаю, что деколонизация институций не произойдет до тех пор, пока это не станет нормой».

В нидерландских музеях до сих пор заняты главным образом представители белого большинства. Недавно газета NRC про­анализировала личный состав 21 музея и обнаружила, что из 231 человека на «связанных с искусством управленческих должностях» лишь шестеро «происходят из среды эмигрантов из незападных стран». Это всего 2,6%, хотя этнические меньшинства составляют около 14% населения Нидерландов.

Директор Рейксмузеума Тако Диббитс рассказал газете NRC, что его институция специально привлекла к подготовке выставки «Рабство», запланированной на 2021 год, экспертов с африканскими корнями. Вместе с Аркейнджел в команду из четырех кураторов вошла Валика Смёлдерс, которая специализируется на истории рабства и ее репрезентации в музеях. В июле она возглавила исторический отдел Рейксмузеума. Кураторы строят нарратив выставки вокруг десятка исторических фигур, в числе которых и невольники, и рабовладельцы, и борцы против этой системы. Тексты для аудиогидов начитают люди, у которых есть «личная связь» с этими фигурами, что, по словам Смёлдерс, поможет посетителям «прочувствовать опыт рабства на эмоциональном, человеческом уровне».

Музеям современного искусства тоже приходится работать со специфическими лакунами и искажениями прошлого. В июне Стеделейк-музей пообещал «выявить и ликвидировать институциональный расизм». Он присоединился к сети Musea Bekennen Kleur, поскольку, по словам его директора Рейна Вольф­са, «эта проблема слишком важна, чтобы не искать сообща пути ее решения». В ближайшие четыре года музей направит не менее половины своего закупочного бюджета на приобретение произведений, созданных небелыми и незападными художниками. «Музеи отчаянно нуждаются в мерах, поддающихся количественной оценке», — говорит Вольфс. Он добавляет, что небелые сообщества должны иметь право голоса при принятии решений о расходах, иначе «новые произведения будут покупать все те же белые люди».

Обращение к сообществам играет ключевую роль во внедрении «структурных изменений», которые проводит София Эрнандес Чун Цуй, директор роттердамского Центра современного искусства, ранее носившего имя Витте де Вита. Возглавив эту институцию в январе 2018 года, она получила карт-бланш на смену названия, после того как художники и активисты настояли на том, что ассоциация с личностью вице-адмирала колониальной эпохи противоречит программе музея. Новое название институция должна получить в январе 2021 года после онлайн-опроса и серии открытых дебатов, которые состоятся уже в сентябре. По словам Эрнандес Чун Цуй, общественное мнение по-прежнему «поляризовано», однако она считает, что теперь, после долгих лет взращивания новой музейной аудитории, центр все-таки готов принять другое, коллективно выбранное название. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+