В Великобритании разрабатывают план монументальной пропаганды против расизма

После того как демонстранты снесли статую работорговца Эдварда Колстона в Бристоле, мэр Лондона заявил, что спорные памятники должны быть демонтированы и поставлены новые, антирасистские. Первым свой проект предложил Бэнкси

Свержение памятника работорговцу XVII в. Эдварду Колстону в Бристоле во время протестов «Жизни черных имеют значение», спровоцированных гибелью Джорджа Флойда. Фото:  PA Images / Alamy Stock Photo
Свержение памятника работорговцу XVII в. Эдварду Колстону в Бристоле во время протестов «Жизни черных имеют значение», спровоцированных гибелью Джорджа Флойда.
Фото: PA Images / Alamy Stock Photo

Мэр Бристоля Марвин Риз рассказал ВВС, что памятник работорговцу XVII века Эдварду Колстону могут поместить в музей. Несколько дней назад участники демонстрации против расизма, организованной в связи с гибелью Джорджа Флойда, снесли статую с постамента и сбросили ее в Бристольский залив. Согласно плану памятник достанут из воды и будут экспонировать в музее M Shed вместе с плакатами демонстрантов, выложенными вокруг его постамента. Марвин Риз заявил, что «речь не идет об освобождении от ответственности за намеренное нанесение ущерба». «Когда происходят события такого масштаба, они становятся частью истории; наша задача — увековечить этот момент», — подчеркнул мэр города.

Британский художник Хью Лок считает, что памятник Колстону следует экспонировать в горизонтальном положении. «Скульптура очень спорная, поскольку этот человек был негодяем, — говорит Лок. — Это была очень комплиментарная скульптура, он представлен в образе просвещенного человека. Люди будут воспринимать ее иначе, если она будет лежать на боку».

Памятник Эдварду Колстону в Бристоле. Фото: Wikipedia Commo
Памятник Эдварду Колстону в Бристоле.
Фото: Wikipedia Commo

Споры вокруг 5,5-метровой бронзовой статуи Эдварда Колстона шли уже давно. Он был членом Королевской африканской компании, одной из крупнейших на рынке работорговли в Западной Африке, которая за время своего существования вывезла в Северную и Южную Америку около 80 тыс. мужчин, женщин и детей. Работорговец, заработавший репутацию филантропа, умер в 1721 году, а памятник ему установили в 1895 году.

Профессор Дэн Хикс, курирующий отдел археологии в Музее Питта Риверса при Оксфордском университете, считает, что эта ситуация станет лакмусовой бумажкой для всего сектора культурного наследия Великобритании и покажет, «хватит ли смелости вычеркнуть памятник Колстону из списка объектов культурного наследия и либо оставить его под водой, либо отправить в музейный запасник».

Работа Бэнкси памяти Джорджа Флойда. Фото: Banksy Instagram
Работа Бэнкси памяти Джорджа Флойда.
Фото: Banksy Instagram

Хикс недавно написал книгу The Brutish Museums («Жестокие музеи»), посвященную проблеме деколонизации музеев. Он подчеркивает, что «коммунистические и фашистские памятники сносят во всех странах Европы, но при этом многие мемориалы колониального протофашизма по-прежнему с нами… Люди десятилетиями призывали убрать статую Колстона. Музеи и сектор культурного наследия должны извлечь урок из этой истории, если мы по-настоящему хотим научиться бороться с институциональным расизмом». Он также указывает на то, что «Бристолю следует избавиться и от другого важнейшего памятника расизму и вернуть в Бенин хранящуюся в муниципальном музее бенинскую бронзовую голову, которая была незаконно вывезена в 1897 году».

В Великобритании также звучат призывы переименовать топонимы, названные в честь работорговцев, в том числе площадь сэра Джона Хокинса в Плимуте. В ответ на вопрос о демонтаже спорных памятников профессор Хикс говорит: «Действия, меняющие общество, могут принимать самые разные формы. Это может быть и демонтаж памятников, но очевидно, что, во-первых, в центре внимания должно быть мнение сообщества, а во-вторых, каждый случай необходимо рассматривать индивидуально».

Статуя работорговца XVIII в. Роберта Миллигана у Музея лондонских доков демонтирована под давлением общественности. Фото: TAN
Статуя работорговца XVIII в. Роберта Миллигана у Музея лондонских доков демонтирована под давлением общественности.
Фото: TAN

Вслед за событиями в Бристоле мэр Лондона Садик Хан объявил о создании комиссии, которая должна рассмотреть лондонские памятники с точки зрения «плюрализма»; статуи, связанные с работорговлей, могут быть убраны. «Новая комиссия будет оценивать монументальное и уличное искусство, названия улиц, статуи и другие памятники», — говорится в заявлении Лондонской ассамблеи. В комиссию войдут историки, деятели искусств и общественные деятели. Хан обещает, что чернокожие, азиатские и этнические общины, женщины, сообщества ЛГБТК+ в дальнейшем будут представлены в комиссии полнее, чем сейчас. Этот шаг мэра вызвал поток критических постов в социальных сетях, некоторые авторы заявили, что объявление Хана было «сигналом тотальной добродетели». Девятого июня стало известно, что под давлением общественности была демонтирована статуя работорговца XVIII века Роберта Миллигана у Музея лондонских доков.

Садик Хан ранее обещал поддержку ряду новых мемориалов в столице. В их числе — чернокожему британскому подростку Стивену Лоуренсу, убитому по расовым мотивам, и притесняемым рабочим родом с Карибских островов, известным как поколение Windrush, по имени первого корабля, который привез их предков в Англию. Еще в прошлом году бывший премьер-министр Великобритании Тереза Мэй заявила, что посвященный им памятник будет возведен на вокзале Ватерлоо. Хан также поддержал планы создания Национального музея рабства и Национального сикхского военного мемориала.

Набросок проекта нового монумента Эдварду Колстону. Фото: Banksy Instagram
Набросок проекта нового монумента Эдварду Колстону.
Фото: Banksy Instagram

Свержение статуи в Бристоле подстегнуло кампанию по демонтажу памятника Сесилу Родсу в Оксфорде. В результате 26 членов совета по труду в городском совете подписали письмо, призывающее Оксфордский университет «сделать Оксфорд поистине антирасистским городом», убрав статую британского колонизатора из Колледжа Ориэл. А в Эдинбурге городской совет заявляет, что на площади Святого Эндрю рядом со статуей политика XVIII века Генри Дандаса «как можно скорее» должна появиться мемориальная доска, где будет рассказываться о том, что он поддерживал рабство.

В дискуссию о том, что делать с пустым постаментом, на котором в Бристоле стояла статуя Эдварда Колстона, вступил художник Бэнкси. Он опубликовал в Instagram набросок проекта и предложил вернуть памятник, но с некоторыми важными дополнениями: «Мы вытаскиваем его из воды, ставим обратно на постамент, обвязываем тросом шею и добавляем несколько бронзовых статуй протестующих в натуральную величину. Все счастливы. Так отмечается знаменательный день».

Многие поклонники аплодируют его идее в социальных сетях, но некоторым кажется, что бронзовую статую нужно просто пустить в переплавку. Другие — несмотря на то что художник выразил свою полную поддержку протестующим против расовой дискриминации — считают, что он играет сразу за обе команды. О проекте для Бристоля Бэнкси пишет, что он «адресован как тем, кто скучает по статуе Колстона, так и тем, кто нет».

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
6
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
7
Ствол Пеноне разместили по соседству с глиной Фишера
Фонд V–A–C установил еще одну скульптуру в прилегающем к Дому культуры «ГЭС-2» пространстве. На сей раз это части бронзового ствола
20.08.2021
Ствол Пеноне разместили по соседству с глиной Фишера
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+