18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В Турции продолжают возвращать музеям статус мечетей

Сначала Айя-София — теперь «Сикстинская капелла Византии». Мозаики XIV века в церкви Хора, ставшей музеем в 1945 году, оказались под угрозой: их могут закрыть или оставить неотреставрированными

Решение президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана вновь превратить Музей Карие (Хора) в мечеть — «грубая попытка стереть богатое византийское наследие Стамбула» — считает специалист по византийской архитектуре, искусствовед Роберт Дж. Оустерхаут.

На минувшей неделе Эрдоган постановил, что музей, также известный как церковь Христа Спасителя в Полях, в наибольшей степени сохранивший первоначальный вид византийский храм в Стамбуле, снова станет мечетью. Месяцем ранее турецкий лидер подписал указ о возвращении статуса действующей мечети Святой Софии.

В 1511 году эту церковь сделал мечетью Баязид II, сын османского султана Мехмеда II, а в 1945 году постановлением правительства она была превращена в музей. В ноябре минувшего года Государственный совет, высший административный суд Турции, отменил постановление 1945 года, а 21 августа Эрдоган объявил, что музей снова станет мечетью, и передал ее под контроль государственного Управления по делам религии.

Это решение ставит под угрозу фрески и мозаики XIV века, которые считаются одними из высочайших образцов византийского искусства. За них историк Джон Джулиус Купер назвал Карие «Сикстинской капеллой Византии». «Суть в том, что это один из важнейших памятников византийского искусства. В отношении качества и информативности ему нет равных… Чтобы понять его уникальность, нужно увидеть его собственными глазами — боюсь, что после того, как он станет мечетью, это уже будет невозможно», — говорит Оустерхаут.

Сейчас, по его словам, в здании ведется тщательная реставрация, начавшаяся еще в 2013 году. Специалисты лишь недавно перешли к мозаикам и фрескам, но практически сразу работы пришлось прервать из-за коронавируса. Во время мусульманской службы византийские мозаики нужно будет закрывать. «Если (а это еще большой вопрос) они будут использовать в качестве мечети только неф, то прикрывать придется лишь небольшое число мозаик. Но в притворах и в поминальной часовне огромное количество фигуративных изображений, и обойти их трудно, так что на время молитвы часовню нужно будет закрывать, а притворы хотя бы частично завешивать», — объясняет Оустерхаут.

В прошлом году Айла Джин Якли писала, что «исламисты уже давно молятся о том, чтобы и церковь Хора, и Айя-София снова стали мечетями, утверждая, что их нейтральный статус нарушает указы османского халифа, запретившего использовать их для иных целей». Оба памятника входят в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО вместе с другими архитектурными шедеврами Стамбула.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+