18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Часть мозаик в Айя-Софии будут закрывать на время мусульманских богослужений

В пятницу, когда в храме соберутся верующие, изображения Богоматери и архангела Гавриила спрячут за занавесками. В остальное время мозаики будут доступны туристам

Мозаичное изображение Пресвятой Богородицы с Младенцем в апсиде храма Святой Софии.  Фото: @enginakyurt
Мозаичное изображение Пресвятой Богородицы с Младенцем в апсиде храма Святой Софии.
Фото: @enginakyurt

В ближайшую пятницу, 24 июля, в Айя-Софии в Стамбуле должно состояться первое, после того как президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал указ о возвращении историческому памятнику статуса действующей мечети, мусульманское богослужение. Как сообщает агентство Reuters, Эрдоган посетил здание, после чего пресс-секретарь президента Ибрагим Калин рассказал, что византийские мозаики с изображениями Девы Марии и архангела Гавриила, расположенные в той части, на которую приходится кибла (направление, в котором мусульмане обращаются во время молитвы), закроют занавесками. Ранее власти Турции пообещали, что в то время, когда Айя-София не будет использоваться для богослужений, мозаики будут раскрывать, а храм будет доступен для посетителей и туристов.

Благодаря тончайшим деталям и богатому золотому фону мозаика, изображающая Богородицу с Младенцем, входит в число самых узнаваемых произведений византийского искусства в соборе Святой Софии — Премудрости Божией. Современное здание, первоначально служившее христианской базиликой, было построено в VI веке по приказу императора Юстиниана. Считается, что мозаика в апсиде в восточной части бывшей церкви, которую видят современные посетители, является реконструкцией более раннего произведения, уничтоженного в период иконоборчества. Она была создана в IX веке во время соправления императоров Михаила III и Василия I Македонянина и, по-видимому, подверглась значительной реставрации в XIV веке после нескольких землетрясений, сильно повредивших здание. Первоначально в арках по сторонам от Девы Марии располагались фигуры архангелов Гавриила и Михаила, но до наших дней дошло только изображение Гавриила.

Интерьер собора Святой Софии. Фото: Jeison Higuita
Интерьер собора Святой Софии.
Фото: Jeison Higuita

Вскоре после того, как в 1453 году османские войска султана Мехмеда II захватили Константинополь, собор Святой Софии превратили в мечеть, а веком позже, в период правления султана Сулеймана I, христианские мозаики и фрески закрасили. Богато украшенный михраб (ниша, указывающая направление на Мекку), отреставрированный швейцарско-итальянскими архитекторами братьями Гаспаре и Джузеппе Фоссати в 1847–1849 годах, теперь находится под изображением Девы Марии.

В период с 1935 по 1939 год американский археолог Томас Уиттимор раскрыл и отреставрировал мозаики. Он получил доступ к памятнику благодаря дружбе с первым президентом Турецкой Республики Мустафой Ататюрком, сыгравшим ключевую роль в секуляризации страны и превратившим Айя-Софию в музей.

Другие сохранившиеся в храме мозаики: композиция с императором Львом VI, преклоняющим колени перед Христом, находящаяся над императорскими воротами в западной части здания, а также ряд изображений византийских императоров и христианских святых в южной галерее — по словам пресс-секретаря президента Турции, не мешают проведению мусульманских богослужений. Однако Ибрагим Калин не уточнил, будут ли они оставаться открытыми все время.

Фрески собора Святой Софии. Фото: @enginakyurt
Фрески собора Святой Софии.
Фото: @enginakyurt

На прошлой неделе Гари Викан, специалист по византийскому искусству и президент Комитета по культурной политике, ранее возглавлявший Художественный музей Уолтерса, обратился в Госдепартамент США с письмом, где заявил о «глубокой обеспокоенности судьбой важнейших византийских мозаик на стенах Айя-Софии — не только их доступностью для публики, но и сохранностью в целом». В беседе с The Art Newspaper Викан отметил, что, хотя тот факт, что мозаики будут оставаться на виду большую часть времени, «не может не радовать», «ничто не защищает их от иконоборцев; доступ к мозаикам, по сути, открыт для любого». Больше всего исследователь опасается, что лица, которые теперь отвечают за памятник, либо потеряют контроль над ситуацией, либо будут смотреть сквозь пальцы на акты мародерства и вандализма со стороны экстремистов.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+