18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Часть мозаик в Айя-Софии будут закрывать на время мусульманских богослужений

В пятницу, когда в храме соберутся верующие, изображения Богоматери и архангела Гавриила спрячут за занавесками. В остальное время мозаики будут доступны туристам

В ближайшую пятницу, 24 июля, в Айя-Софии в Стамбуле должно состояться первое, после того как президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал указ о возвращении историческому памятнику статуса действующей мечети, мусульманское богослужение. Как сообщает агентство Reuters, Эрдоган посетил здание, после чего пресс-секретарь президента Ибрагим Калин рассказал, что византийские мозаики с изображениями Девы Марии и архангела Гавриила, расположенные в той части, на которую приходится кибла (направление, в котором мусульмане обращаются во время молитвы), закроют занавесками. Ранее власти Турции пообещали, что в то время, когда Айя-София не будет использоваться для богослужений, мозаики будут раскрывать, а храм будет доступен для посетителей и туристов.

Благодаря тончайшим деталям и богатому золотому фону мозаика, изображающая Богородицу с Младенцем, входит в число самых узнаваемых произведений византийского искусства в соборе Святой Софии — Премудрости Божией. Современное здание, первоначально служившее христианской базиликой, было построено в VI веке по приказу императора Юстиниана. Считается, что мозаика в апсиде в восточной части бывшей церкви, которую видят современные посетители, является реконструкцией более раннего произведения, уничтоженного в период иконоборчества. Она была создана в IX веке во время соправления императоров Михаила III и Василия I Македонянина и, по-видимому, подверглась значительной реставрации в XIV веке после нескольких землетрясений, сильно повредивших здание. Первоначально в арках по сторонам от Девы Марии располагались фигуры архангелов Гавриила и Михаила, но до наших дней дошло только изображение Гавриила.

Вскоре после того, как в 1453 году османские войска султана Мехмеда II захватили Константинополь, собор Святой Софии превратили в мечеть, а веком позже, в период правления султана Сулеймана I, христианские мозаики и фрески закрасили. Богато украшенный михраб (ниша, указывающая направление на Мекку), отреставрированный швейцарско-итальянскими архитекторами братьями Гаспаре и Джузеппе Фоссати в 1847–1849 годах, теперь находится под изображением Девы Марии.

В период с 1935 по 1939 год американский археолог Томас Уиттимор раскрыл и отреставрировал мозаики. Он получил доступ к памятнику благодаря дружбе с первым президентом Турецкой Республики Мустафой Ататюрком, сыгравшим ключевую роль в секуляризации страны и превратившим Айя-Софию в музей.

Другие сохранившиеся в храме мозаики: композиция с императором Львом VI, преклоняющим колени перед Христом, находящаяся над императорскими воротами в западной части здания, а также ряд изображений византийских императоров и христианских святых в южной галерее — по словам пресс-секретаря президента Турции, не мешают проведению мусульманских богослужений. Однако Ибрагим Калин не уточнил, будут ли они оставаться открытыми все время.

На прошлой неделе Гари Викан, специалист по византийскому искусству и президент Комитета по культурной политике, ранее возглавлявший Художественный музей Уолтерса, обратился в Госдепартамент США с письмом, где заявил о «глубокой обеспокоенности судьбой важнейших византийских мозаик на стенах Айя-Софии — не только их доступностью для публики, но и сохранностью в целом». В беседе с The Art Newspaper Викан отметил, что, хотя тот факт, что мозаики будут оставаться на виду большую часть времени, «не может не радовать», «ничто не защищает их от иконоборцев; доступ к мозаикам, по сути, открыт для любого». Больше всего исследователь опасается, что лица, которые теперь отвечают за памятник, либо потеряют контроль над ситуацией, либо будут смотреть сквозь пальцы на акты мародерства и вандализма со стороны экстремистов.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+