Собратья по неолиту и бронзе

В священное место Пёммельте, относящееся к доисторической унетицкой культуре, призывают современных паломников

Современная реконструкция древнего святилища Пёммельте. Фото: Frank Bothe
Современная реконструкция древнего святилища Пёммельте.
Фото: Frank Bothe

Получившее известность под наименованием «германский Стоунхендж», Пёммельте представляет собой круговое святилище, возникшее более 4 тыс. лет назад. Оно принадлежало древней культуре, которая сегодня завоевывает место в сознании — благодаря не только работе археологов, но еще и региональным усилиям по нанесению этой точки на туристическую карту Германии.

Здесь, на северо-востоке страны, близ Магдебурга, с начала раскопок в 2005 году были найдены многочисленные фрагменты пазла, которые помогают воспроизвести общую картину унетицкой культуры, иногда описываемой как первое «государство» Европы. В этом архаическом обществе поддерживались широкие торговые связи и существовала жесткая иерархия, а еще присутствовало тонкое понимание связей между ночным небом и временами года. Культура исчезла приблизительно в 1600 году до н.э.

В отличие от Стоунхенджа, Пёммельте был сооружен из тысяч деревянных фрагментов, а не из камня, и потому сохранилось немногое. Однако в 2016 году реконструкция этого капища по результатам археологических раскопок привела к установке резных раскрашенных деревянных столбов. За прошлый год здесь набралось уже около 33 тыс. посетителей, и их количество, как говорит Гуннар Шелленбергер, государственный секретарь Министерства культуры земли Саксония-Анхальт, имеет «значительный потенциал роста». В мае государство объявило о планах развития вокруг Пёммельте туристической инфраструктуры с прилегающими строениями. На автобане неподалеку даже установили соответствующие дорожные указатели. 

Ключом к двери в унетицкий мир Германии было открытие небесного диска из Небры — древнейшего из сохранившихся изображений космоса. Этот бронзовый предмет нашли при незаконных раскопках на холме примерно в 100 км к югу от Пёммельте; в 2002 году власти передали его в Музей первобытной истории в Галле. Раритет будет представлен на выставке «Мир небесного диска из Небры. Новые горизонты», которая состоится здесь в 2021 году, а затем отправится в Британский музей.

Современная реконструкция древнего святилища Пёммельте. Фото: Klaus-Dietmar Gabbert / dpa-Zentralbild/ZB/ТАСС
Современная реконструкция древнего святилища Пёммельте.
Фото: Klaus-Dietmar Gabbert / dpa-Zentralbild/ZB/ТАСС

Район к югу от Магдебурга с его плодородной почвой и обильными дождями был в каменном веке плавильным котлом культур. Приход сюда переселенцев из степной зоны возвестил о начале новой эпохи и складывании унетицкой культуры. Небесный диск из Небры, который был захоронен приблизительно в 1600 году до н.э., служит доказательством владения представителями этой культуры навыками обработки металла и их связей с другими регионами (бронза и золото, использованные при изготовлении диска, происходят из Корнуолла, с юго-запада Англии).

Сходство Стоунхенджа и Пёммельте свидетельствует о том, что, как полагает Джошуа Поллард, профессор археологии из Саутгемптонского университета в Великобритании, эти связи, возможно, существовали и раньше. В частности, Пёммельте представляет собой окружность около 115 м в диаметре — как и Стоунхендж. «Слишком много совпадений для того, чтобы идея создания таких кругов могла возникнуть сама собой в обоих регионах одновременно», — говорит профессор. Каменные топоры, гончарные изделия и виды человеческих захоронений в этих точках тоже сходны. «Это подразумевает обмен знаниями, — уверен Поллард. — Уже было известно, что в раннем бронзовом веке сюда шел приток металлов. Но не принимался во внимание приток идей, который возник еще до того. Как оказалось, это был гораздо более взаимосвязанный мир».

В последние два десятилетия зона археологических раскопок расширилась за пределы святилища Пёммельте. Объединенная группа ученых из Галле-Виттенбергского университета им. Мартина Лютера и Саутгемптонского университета раскапывает жилища эпохи неолита и более поздние длинные строения раннего бронзового века, принадлежащие к унетицкой культуре, то есть 2200–1600 годам до н.э. «Пока мы нашли около полусотни домов и продолжаем раскапывать дальше, — говорит Констанц Гепперт, археолог из команды Галле. — Это самое большое поселение той эпохи в Центральной Германии».

Коллектив ученых надеется, что в результате раскопок в этом году они приблизятся к разгадке того, кто именно обитал в древних домах. Археологи планируют также раскопать капище Шёнебек, расположенное приблизительно в 1,2 км от Пёммельте. Не исключено, что первое пришло на смену второму в качестве места для ритуалов и церемоний в начале раннего бронзового века. Ученые допускают, что святилища мог соединять сакральный путь.

В любом случае эти открытия проливают свет еще и на ранний бронзовый век в Великобритании. «Мы считали, что в то время Британские острова были изолированы от внешнего мира, — говорит Поллард, — но теперь имеются доказательства обратного». К примеру, жизнь лучника из Эймсбери, человека бронзового века, могила которого была обнаружена около Стоунхенджа, по мнению профессора, «возможно, началась на Рейне».  

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+