Ученые поняли, как в Стоунхендж попали громадные валуны

Полсотни камней весом до 30 т каждый в эпоху неолита и раннего бронзового века были перемещены на расстояние 24 км

Стоунхендж, графство Уилтшир. Фото: Frank Chou
Стоунхендж, графство Уилтшир.
Фото: Frank Chou

Ученые из Брайтонского университета рассказали, что им удалось раскрыть одну из величайших тайн археологии: как громадные валуны из песчаника (сарсены), из которых построен Стоунхендж, оказались на этом месте.

Из 52 мегалитов составлены внешнее кольцо и центр Стоунхенджа, одного из самых знаменитых в мире археологических сооружений, назначение которого исследователи до сих пор толкуют по-разному — от обсерватории до центра культа мертвых. Вес самых крупных сарсенов достигает 30 т, а высота — 7 м. Как показало новое исследование, древние строители могли привезти эти огромные камни на площадку в графстве Уилтшир (примерно в 130 км к юго-западу от Лондона) около 2500 года до н.э. из региона Вест-Вудс, расположенного в 24 км к северу от памятника, неподалеку от Мальборо.

Ранее удалось установить, что сарсены происходят откуда-то с севера Уилтшира. Прорыв в работе исследовательской группы, которой руководит Дэвид Нэш, профессор физической географии Брайтонского университета, произошел, когда в фонд «Английское наследие», отвечающий за памятник, прислали цилиндрический кусок, выпиленный из одного из камней более 60 лет назад.

Отправителем оказался бывший резчик алмазов Роберт Филлипс, принимавший участие в реставрации Стоунхенджа в 1958 году, когда археологи ставили на место один из упавших вертикальных валунов. Кусок выпилили из камня для того, чтобы вставить в отверстие поддерживающий металлический стержень. Таким образом ученые получили редкую возможность проанализировать образец одного из камней Стоунхенджа (сейчас забор образцов из древнего памятника, внесенного в список всемирного наследия ЮНЕСКО, запрещен).

Исследователи определили геохимические характеристики фрагмента при помощи рентгенофлуоресцентного анализа. Затем они проанализировали сарсены из 20 других мегалитических объектов на юге Англии и пришли к выводу, что химический состав камней в Вест-Вудсе соответствует всем сарсенам Стоунхенджа, кроме двух. «Наконец-то мы установили (почти наверняка) происхождение гигантских сарсенов Стоунхенджа!» — написал в Twitter фонд «Английское наследие».

«Не совсем ясно, почему в регионе Британии, наиболее богатом дошедшими до наших дней сарсенами, главным их источником стал именно Вест-Вудс. Вероятнее всего, это связано с размерами и качеством камней, которые там можно было найти, и это сделало его важным регионом для людей эпохи неолита, — говорится в статье в Science Advances. — Возможно, роль также сыграли топографическое положение на возвышенности к югу от реки Кеннет и относительная близость к равнине Солсбери, сделавшие его удобным источником сарсенов».

В статье высказываются предположения и о том, какими путями сарсены транспортировали из Вест-Вудса. Например, их могли спускать «на 2 км по маршруту, известному сегодня как Тропа белой лошади, к долине Пьюзи, а затем тащить по долине реки Эйвон».

Тем временем исследования менее крупных голубых камней, стоящих внутри круга, показали, что их привезли из Пресли-Хилс на юго-западе Уэльса.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Что такое народное творчество сегодня, как проявляются представления о красоте в бытовой жизни, что превращает наивные поделки в настоящие произведения искусства — на эти вопросы пытается ответить проект «Эстетика бриколажа» в Музее ДПИ
01.08.2022
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+