18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Ученые поняли, как в Стоунхендж попали громадные валуны

Полсотни камней весом до 30 т каждый в эпоху неолита и раннего бронзового века были перемещены на расстояние 24 км

Ученые из Брайтонского университета рассказали, что им удалось раскрыть одну из величайших тайн археологии: как громадные валуны из песчаника (сарсены), из которых построен Стоунхендж, оказались на этом месте.

Из 52 мегалитов составлены внешнее кольцо и центр Стоунхенджа, одного из самых знаменитых в мире археологических сооружений, назначение которого исследователи до сих пор толкуют по-разному — от обсерватории до центра культа мертвых. Вес самых крупных сарсенов достигает 30 т, а высота — 7 м. Как показало новое исследование, древние строители могли привезти эти огромные камни на площадку в графстве Уилтшир (примерно в 130 км к юго-западу от Лондона) около 2500 года до н.э. из региона Вест-Вудс, расположенного в 24 км к северу от памятника, неподалеку от Мальборо.

Ранее удалось установить, что сарсены происходят откуда-то с севера Уилтшира. Прорыв в работе исследовательской группы, которой руководит Дэвид Нэш, профессор физической географии Брайтонского университета, произошел, когда в фонд «Английское наследие», отвечающий за памятник, прислали цилиндрический кусок, выпиленный из одного из камней более 60 лет назад.

Отправителем оказался бывший резчик алмазов Роберт Филлипс, принимавший участие в реставрации Стоунхенджа в 1958 году, когда археологи ставили на место один из упавших вертикальных валунов. Кусок выпилили из камня для того, чтобы вставить в отверстие поддерживающий металлический стержень. Таким образом ученые получили редкую возможность проанализировать образец одного из камней Стоунхенджа (сейчас забор образцов из древнего памятника, внесенного в список всемирного наследия ЮНЕСКО, запрещен).

Исследователи определили геохимические характеристики фрагмента при помощи рентгенофлуоресцентного анализа. Затем они проанализировали сарсены из 20 других мегалитических объектов на юге Англии и пришли к выводу, что химический состав камней в Вест-Вудсе соответствует всем сарсенам Стоунхенджа, кроме двух. «Наконец-то мы установили (почти наверняка) происхождение гигантских сарсенов Стоунхенджа!» — написал в Twitter фонд «Английское наследие».

«Не совсем ясно, почему в регионе Британии, наиболее богатом дошедшими до наших дней сарсенами, главным их источником стал именно Вест-Вудс. Вероятнее всего, это связано с размерами и качеством камней, которые там можно было найти, и это сделало его важным регионом для людей эпохи неолита, — говорится в статье в Science Advances. — Возможно, роль также сыграли топографическое положение на возвышенности к югу от реки Кеннет и относительная близость к равнине Солсбери, сделавшие его удобным источником сарсенов».

В статье высказываются предположения и о том, какими путями сарсены транспортировали из Вест-Вудса. Например, их могли спускать «на 2 км по маршруту, известному сегодня как Тропа белой лошади, к долине Пьюзи, а затем тащить по долине реки Эйвон».

Тем временем исследования менее крупных голубых камней, стоящих внутри круга, показали, что их привезли из Пресли-Хилс на юго-западе Уэльса.

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Как жить красиво? Спросите у Франса Снейдерса
Эрмитаж посвятил большую выставку мастеру натюрморта, его коллегам-современникам и последователям: 70 произведений 30 художников из собственного собрания, из ГМИИ им. А.С.Пушкина, Музея Академии художеств и из частных коллекций
26.06.2024
Как жить красиво? Спросите у Франса Снейдерса
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
6
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
7
Тысячелетие Суздаля отмечают выставкой «Русский феникс»
Музеи Московского Кремля и Владимиро-Суздальский музей-заповедник объединились в стенах кремля суздальского, чтобы показать главные шедевры за 1000-летнюю историю Суздаля
25.06.2024
Тысячелетие Суздаля отмечают выставкой «Русский феникс»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+