18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ученые поняли, как в Стоунхендж попали громадные валуны

Полсотни камней весом до 30 т каждый в эпоху неолита и раннего бронзового века были перемещены на расстояние 24 км

Ученые из Брайтонского университета рассказали, что им удалось раскрыть одну из величайших тайн археологии: как громадные валуны из песчаника (сарсены), из которых построен Стоунхендж, оказались на этом месте.

Из 52 мегалитов составлены внешнее кольцо и центр Стоунхенджа, одного из самых знаменитых в мире археологических сооружений, назначение которого исследователи до сих пор толкуют по-разному — от обсерватории до центра культа мертвых. Вес самых крупных сарсенов достигает 30 т, а высота — 7 м. Как показало новое исследование, древние строители могли привезти эти огромные камни на площадку в графстве Уилтшир (примерно в 130 км к юго-западу от Лондона) около 2500 года до н.э. из региона Вест-Вудс, расположенного в 24 км к северу от памятника, неподалеку от Мальборо.

Ранее удалось установить, что сарсены происходят откуда-то с севера Уилтшира. Прорыв в работе исследовательской группы, которой руководит Дэвид Нэш, профессор физической географии Брайтонского университета, произошел, когда в фонд «Английское наследие», отвечающий за памятник, прислали цилиндрический кусок, выпиленный из одного из камней более 60 лет назад.

Отправителем оказался бывший резчик алмазов Роберт Филлипс, принимавший участие в реставрации Стоунхенджа в 1958 году, когда археологи ставили на место один из упавших вертикальных валунов. Кусок выпилили из камня для того, чтобы вставить в отверстие поддерживающий металлический стержень. Таким образом ученые получили редкую возможность проанализировать образец одного из камней Стоунхенджа (сейчас забор образцов из древнего памятника, внесенного в список всемирного наследия ЮНЕСКО, запрещен).

Исследователи определили геохимические характеристики фрагмента при помощи рентгенофлуоресцентного анализа. Затем они проанализировали сарсены из 20 других мегалитических объектов на юге Англии и пришли к выводу, что химический состав камней в Вест-Вудсе соответствует всем сарсенам Стоунхенджа, кроме двух. «Наконец-то мы установили (почти наверняка) происхождение гигантских сарсенов Стоунхенджа!» — написал в Twitter фонд «Английское наследие».

«Не совсем ясно, почему в регионе Британии, наиболее богатом дошедшими до наших дней сарсенами, главным их источником стал именно Вест-Вудс. Вероятнее всего, это связано с размерами и качеством камней, которые там можно было найти, и это сделало его важным регионом для людей эпохи неолита, — говорится в статье в Science Advances. — Возможно, роль также сыграли топографическое положение на возвышенности к югу от реки Кеннет и относительная близость к равнине Солсбери, сделавшие его удобным источником сарсенов».

В статье высказываются предположения и о том, какими путями сарсены транспортировали из Вест-Вудса. Например, их могли спускать «на 2 км по маршруту, известному сегодня как Тропа белой лошади, к долине Пьюзи, а затем тащить по долине реки Эйвон».

Тем временем исследования менее крупных голубых камней, стоящих внутри круга, показали, что их привезли из Пресли-Хилс на юго-западе Уэльса.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+