18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Из Казани в Третьяковку — только шедевры

В Третьяковской галерее открылась выставка произведений русских художников конца XIX — первой четверти ХХ века из собрания ГМИИ Республики Татарстан

Василий Рождественский. «Трактирная посуда». 1909. Фото: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Василий Рождественский. «Трактирная посуда». 1909.
Фото: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

На выставку, организованную в рамках юбилейных торжеств, посвященных 100-летию образования Республики Татарстан, из Казани в Москву привезли лучшую часть коллекции — шедевры живописи русского модерна и авангарда. В последний раз произведения из Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (ГМИИ РТ), обладающего одним из интереснейших собраний отечественного искусства, в Третьяковской галерее показывали 15 лет назад в рамках федерального выставочного проекта «Золотая карта России». Тогда экспозиция была устроена по традиционному для цикла принципу: весь спектр русской живописи от портретов XVIII века и пейзажей Ивана Шишкина (а также его современников) до работ русских авангардистов плюс целые разделы, посвященные самому известному художнику — уроженцу Казани Николаю Фешину, а также родоначальнику татарской живописи Баки Урманче.

Николай Рерих. «Мехески — лунный народ». 1915. Фото: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Николай Рерих. «Мехески — лунный народ». 1915.
Фото: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

На этот раз в центре внимания оказалась именно живопись Серебряного века, от модерна до авангарда, а куратором выставки стала Надежда Мусянкова, старший научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX — начала XX века. В первом зале показаны произведения художников рубежа XIX–ХХ веков, представителей объединений «Мир искусства», «Голубая роза», Союза русских художников. Здесь и мистический ноктюрн «Мехески — лунный народ» Николая Рериха, и «Маркиза» Александра Головина в духе ностальгических фантазий русских художников о Галантном веке, и первоклассные образцы «русского импрессионизма» — «Утренний чай» Игоря Грабаря и «Лиза на солнце» Роберта Фалька (портрет его первой жены Елизаветы Потехиной). Второй зал посвящен авангарду. Зрителя встречают импровизация Василия Кандинского, кубофутуристическая «Девушка с цветком» Александра Родченко (в 1911–1914 годах он учился в Казанской художественной школе у Николая Фешина), натюрморты бубнововалетовцев Александра Куприна и Василия Рождественского, пейзажи Аристарха Лентулова, «Провинциальная франтиха» Михаила Ларионова и многое другое. Всего 48 работ, наиболее ярко демонстрирующих пестрое разнообразие русской художественной сцены конца XIX — первой трети ХХ века. Еще одна особенность выставки — редко встречающиеся в российских музейных собраниях произведения малоизвестных авторов, таких как Михаил Ле-Дантю, Вениамин Гальвич, Борис Такке, Магда Нахман.

Наталия Гончарова. «Шабат». 1909–1910. Фото: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Наталия Гончарова. «Шабат». 1909–1910.
Фото: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Данная выставка стала ответным жестом ГМИИ РТ на уникальный проект 2017 года «Гений века» в Казанском кремле.

Тогда, вскоре после подписания соглашения о долгосрочном сотрудничестве с Республикой Татарстан, Третьяковская галерея и казанский музей на площадке центра «Эрмитаж-Казань» подготовили грандиозную выставку, соответствующую международным музейным стандартам. Из Москвы привезли 56 произведений русских живописцев, в том числе «Царевну Лебедь» Михаила Врубеля, никогда ранее не покидавшую стен Третьяковской галереи. Вместе с двумя десятками работ из собрания ГМИИ РТ они составили экспозицию, блестяще демонстрирующую путь русской живописи от символизма к первым постреволюционным работам. Там же очень удачно встретились работы, которые создавались как парные, — «Франт» и «Франтиха» Михаила Ларионова, две работы из «еврейской серии» Наталии Гончаровой. Вслед за прошедшей в Казани выставкой в Третьяковской галерее открылась экспозиция «Сказание о граде Свияжске», на которой в Москве впервые были показаны древние иконостасы, иконы, золотое шитье и рукописные книги эпохи Ивана Грозного. Теперь в Москву наконец прибыли самые знаковые произведения модерна и авангарда из казанского музея.

Новая Третьяковка
Шедевры из Казани. От Рериха до Кандинского. К 100-летию Республики Татарстан
До 1 ноября

Самое читаемое:
1
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею
22.02.2023
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане
22.02.2023
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
7
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+