18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Из Казани в Третьяковку — только шедевры

В Третьяковской галерее открылась выставка произведений русских художников конца XIX — первой четверти ХХ века из собрания ГМИИ Республики Татарстан

На выставку, организованную в рамках юбилейных торжеств, посвященных 100-летию образования Республики Татарстан, из Казани в Москву привезли лучшую часть коллекции — шедевры живописи русского модерна и авангарда. В последний раз произведения из Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (ГМИИ РТ), обладающего одним из интереснейших собраний отечественного искусства, в Третьяковской галерее показывали 15 лет назад в рамках федерального выставочного проекта «Золотая карта России». Тогда экспозиция была устроена по традиционному для цикла принципу: весь спектр русской живописи от портретов XVIII века и пейзажей Ивана Шишкина (а также его современников) до работ русских авангардистов плюс целые разделы, посвященные самому известному художнику — уроженцу Казани Николаю Фешину, а также родоначальнику татарской живописи Баки Урманче.

На этот раз в центре внимания оказалась именно живопись Серебряного века, от модерна до авангарда, а куратором выставки стала Надежда Мусянкова, старший научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX — начала XX века. В первом зале показаны произведения художников рубежа XIX–ХХ веков, представителей объединений «Мир искусства», «Голубая роза», Союза русских художников. Здесь и мистический ноктюрн «Мехески — лунный народ» Николая Рериха, и «Маркиза» Александра Головина в духе ностальгических фантазий русских художников о Галантном веке, и первоклассные образцы «русского импрессионизма» — «Утренний чай» Игоря Грабаря и «Лиза на солнце» Роберта Фалька (портрет его первой жены Елизаветы Потехиной). Второй зал посвящен авангарду. Зрителя встречают импровизация Василия Кандинского, кубофутуристическая «Девушка с цветком» Александра Родченко (в 1911–1914 годах он учился в Казанской художественной школе у Николая Фешина), натюрморты бубнововалетовцев Александра Куприна и Василия Рождественского, пейзажи Аристарха Лентулова, «Провинциальная франтиха» Михаила Ларионова и многое другое. Всего 48 работ, наиболее ярко демонстрирующих пестрое разнообразие русской художественной сцены конца XIX — первой трети ХХ века. Еще одна особенность выставки — редко встречающиеся в российских музейных собраниях произведения малоизвестных авторов, таких как Михаил Ле-Дантю, Вениамин Гальвич, Борис Такке, Магда Нахман.

Данная выставка стала ответным жестом ГМИИ РТ на уникальный проект 2017 года «Гений века» в Казанском кремле.

Тогда, вскоре после подписания соглашения о долгосрочном сотрудничестве с Республикой Татарстан, Третьяковская галерея и казанский музей на площадке центра «Эрмитаж-Казань» подготовили грандиозную выставку, соответствующую международным музейным стандартам. Из Москвы привезли 56 произведений русских живописцев, в том числе «Царевну Лебедь» Михаила Врубеля, никогда ранее не покидавшую стен Третьяковской галереи. Вместе с двумя десятками работ из собрания ГМИИ РТ они составили экспозицию, блестяще демонстрирующую путь русской живописи от символизма к первым постреволюционным работам. Там же очень удачно встретились работы, которые создавались как парные, — «Франт» и «Франтиха» Михаила Ларионова, две работы из «еврейской серии» Наталии Гончаровой. Вслед за прошедшей в Казани выставкой в Третьяковской галерее открылась экспозиция «Сказание о граде Свияжске», на которой в Москве впервые были показаны древние иконостасы, иконы, золотое шитье и рукописные книги эпохи Ивана Грозного. Теперь в Москву наконец прибыли самые знаковые произведения модерна и авангарда из казанского музея.

Новая Третьяковка
Шедевры из Казани. От Рериха до Кандинского. К 100-летию Республики Татарстан
До 1 ноября

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+