Третьяковская галерея готовит серию выставок в Казани

В планах — выставка «Гений века», посвященная первым десятилетиям ХХ столетия, большой показ передвижников, а также ретроспектива Булата Галеева, которую покажут и в Москве

Михаил Врубель. «Царевна Лебедь». 1900. Холст, масло. 142,5×93,5. ГТГ
Михаил Врубель. «Царевна Лебедь». 1900. Холст, масло. 142,5×93,5. ГТГ

Первым проектом в рамках сотрудничества Государственной Третьяковской галереи и Республики Татарстан станет выставка «Гений века», которая пройдет в Казанском кремле и залах центра «Эрмитаж-Казань» с 29 апреля по 26 сентября. Здесь покажут более 80 произведений начала ХХ века, в том числе работы Михаила Врубеля, Наталии Гончаровой, Петра Кончаловского, Константина Коровина, Михаила Ларионова и Кузьмы Петрова-Водкина. Эмблемой и жемчужиной выставки, как отмечает пресс-служба Третьяковки, станет «Царевна Лебедь» Врубеля. Как и многие другие произведения, которые отправятся в Казань, эта картина является неотъемлемой частью постоянной экспозиции музея и редко покидает его стены, подчеркнули в Третьяковской галерее.

Директор музея Зельфира Трегулова в комментарии TANR уточнила, что выставка «Гений века» — совместный проект с Государственным музеем изобразительных искусств Республики Татарстан. «Мы постарались объединить свое собрание с великолепным собранием Музея изобразительных искусств Татарстана — одним из лучших в России, представляющих художественные достижения ХХ века. Впервые за десятилетия у нас появилась возможность в одной экспозиции показать парные вещи или работы из серий. Так, например, „Провинциальная франтиха“ Михаила Ларионова из Казани встретится с „Провинциальным франтом“ из нашего собрания. Или другой пример: „Еврейская лавочка“ (картина Наталии Гончаровой 1912 года. — TANR) из Третьяковской галереи объединится с картиной „Шабат“ той же серии», — рассказала руководитель московского музея.

В рамках казанского проекта отдел новейших течений Третьяковской галереи в сотрудничестве с НИИ «Прометей» из Казани и Политехническим музеем планирует провести выставку, посвященную творчеству «пионера светомузыки» Булата Галеева (1940–2009). В 2017 году ее можно будет увидеть и в столице, на одной из площадок Третьяковки, и в Казани. В музее отметили, что серьезная ретроспектива Галеева, наследовавшего достижениям русского авангарда, стала возможной только сейчас, с развитием современных мультимедийных технологий, позволяющих воссоздать ряд произведений на основе чертежей ученого и художника, а также реализовать те его идеи, которые существовали лишь на бумаге. Зельфира Трегулова подчеркнула, что цель выставки — не только привлечь внимание к фигуре художника, но и поспособствовать тому, чтобы в Татарстане был создан музей Булата Галеева.

Третью выставку проекта, которая будет основана на самой главной и старой части коллекции Третьяковской галереи — работах русских художников второй половины XIX века, планируется провести в 2017–2018 годах также в пространствах Казанского кремля и центре «Эрмитаж-Казань». «Эта выставка не должна выглядеть как традиционный показ передвижников. Мы хотим попробовать посмотреть по-новому на само это явление, что особенно важно в преддверии большого проекта, посвященного 100-летию Товарищества передвижных художественных выставок, которое мы будем отмечать в 2020 году», — сообщила Трегулова.

Директор ГТГ уточнила, что все выставки будут сопровождаться серьезными образовательными программами. «С нами выезжает действительно лучший состав исследователей. Лекции читают не просто методисты образовательного отдела, но доктора и кандидаты наук. Опыт показывает, что именно после таких проектов люди начинают сильнее ценить коллекции своего регионального музея и коллекции, которые в нем находятся», — отметила Зельфира Трегулова.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+