18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Базель без русских — демонстративный жест или обычное дело?

Крупнейшая ярмарка современного искусства Art Basel пройдет в Швейцарии с 13 по 16 июня. Событие № 1 для мирового арт-рынка в этом году не коснется российских галерей: в списке из более чем 300 участников нет ни одного представителя России.

Нельзя сказать, чтобы Россия на Art Basel или ее филиалах была представлена широко и в прошлые годы. В течение шести лет (с 2005 по 2010 год) русское искусство в Базеле регулярно экспонировала московская галерея XL, затем ее сменила «Риджина» (в 2011 и 2012 годах) — в течение трех лет (в 2009, 2010, 2012 годах) она также приезжала на Art Basel Miami Beach. В прошлом году на ярмарке Design Miami/Basel с коллекцией советского авангардного дизайна дебютировала галерея «Эритаж» молодой московской галеристки Кристины Краснянской. Елена Селина (XL) рассказала, что в этом году заявку на Art Basel галерея XL не подавала. Неучастие в нынешней ярмарке Селина объясняет системными проблемами. Рынок в России не развит, его зачатки уничтожил кризис; при слабости местного рынка галереи не успевают пополнять свои денежные ресурсы. А система поддержки участия в международных мероприятиях, такая как в европейских странах, в России отсутствует. «До кризиса мы могли себе позволить чаще выезжать на международные ярмарки, а сейчас каждый из нас крепко задумается, ехать или не ехать, — прокомментировала она. — И это несмотря на то, что нам удавалось продавать работы и дела шли хорошо». «Мы оплачиваем стенд наравне, скажем, с Ларри Гагосяном и другими звездами, — продолжает галеристка. — Однако, если Гагосяну достаточно продать одну маленькую работу, чтобы окупиться, русской галерее нужно продать минимум 5–7 работ». Помимо этого, слабый интерес отечественных покупателей к русскому искусству именно в настоящее время, по мнению Елены Селиной, еще и создает негативный имидж галерей в глазах отборочного комитета. «Когда приезжаешь на ярмарку, первое, что у тебя спрашивают: «Где ваши покупатели из России?» — продолжает она. — Многие наши коллекционеры приобретают западное искусство начала ХХ века, брать «проверенное рынком» — национальная особенность. На топ-ярмарках современное русское искусство покупают только иностранные коллекционеры». В отличие от своих коллег, московская галерея «Риджина» в этом году заявку на участие подавала, но отборочный комитет ее не удовлетворил. В пресс-службе галереи заявили, что не знают причин, почему это произошло; владелец галереи Владимир Овчаренко комментировать эту ситуацию отказался, добавив лишь, что «все российское сейчас, мягко говоря, не пользуется популярностью». Ранее он заявлял, что, по его мнению, ситуацию осложняет напряженный политический фон в стране в целом (засилье коррупции и скандальныйпроцесс над Pussy Riot) и отсутствие в Базеле российских галерей — «демонстративный жест западных людей», не отделяющих искусство от политики.

«Ситуация с российскими галереями меняется, — говорит куратор и экс-галерист Марат Гельман. — Тот рынок, который существовал ранее и был ориентирован на богатых русских коллекционеров, подходит к концу. Новые богатые слишком плотно связаны с государством и скорее скрывают доходы, чем их демонстрируют, или же ориентированы на инфраструктурные проекты вроде покупки ярмарок и т. п.». Перестраивающийся рынок, по мнению Гельмана, будет в большей мере ориентирован на демократичные цены внутри России. «На Art Basel аренда квадратного метра такова, что даже если ты успешно все продал, но при этом привез недорогие работы, до €10 тыс., то не сможешь окупить стенд», — добавляет он. Неучастие российских галерей в Art Basel в пресс-службе ярмарки никак не прокомментировали, сославшись на единые правила отбора участников и отсутствие национальных квот. Впрочем, несмотря на все возникающие трудности, русские галеристы не собираются окончательно вычеркивать Art Basel из своих планов. Галерея XL приняла участие в недавно запустившемся филиале ярмарки в Гонконге (бывшей Art HK, в прошлом году приобретенной Art Basel), на нее же нацелен владелец pop/off/art Сергей Попов, но уже в следующем году. «Русский след в Базеле останется, — полагает он, — и это плод интенсивной работы рынка предыдущих лет».

Даниель Темплон
Галерея Daniel Templon, член экспертного совета Art Basel
Почему на Art Basel нет русских галерей? Все очень просто: у вас нет рынка современного искусства. А рынка нет, потому что нет ни одной серьезной галереи, которая по-настоящему работает с художниками. Не просто является магазином, где продают искусство, а занимается продвижением, организацией выставок, работой с музеями и кураторами, изданием книг, монографий… Я три раза на протяжении последних десятилетий был в России и ни разу не нашел ни одной серьезной галереи. Надежды подавала галерея Стеллы Кесаевой, но и она превратилась в фонд. Для участия в Art Basel подают заявки около 1 тыс. галерей, а мест — 270. От кого-то надо отказываться. Не проходят те галереи, в активе которых нет как минимум десятка известных художников. Для участия в Art Basel необходимо работать с 20 художниками, предлагать малоизвестные имена, развивать их, упрочивать на рынке. Сегодня, кроме классиков типа Кабакова или Булатова, вы не найдете русских художников с громкими именами, особенно из поколения 30–40-летних. Просто потому, что галереи не занимаются их «раскручиванием». — С. С.

Советский ампир возвращается

На ярмарке Art Basel Design, проходящей параллельно с Art Basel, в этом году московская галерея «Эритаж» представит предметы советского ампира, почти неизвестного западным коллекционерам, стекающимся сюда со всего мира. Советский, или сталинский, ампир 1930-х — середины 1950-х годов с его классическими реминисценциями, имперской роскошью и монументальностью оставался уникальным явлением в мировом стилистическом мейнстриме первой половины XX века.

Советский ампир — это не только архитектура, но и соответствующие ее величественным интерьерам мебель и предметы декоративно-прикладного искусства. Когда во второй половине 1950-х на смену ампиру пришел культ технической эстетики с ее типовым строительством и предметами интерьера, поставленными на промышленный поток, ампирные образцы, которые теперь считались проявлением «мещанского вкуса», стали выбрасываться и уничтожаться. И это продолжалось вплоть до начала 2000-х годов.

Галерея «Эритаж» привезет на ярмарку в Базель уникальные образцы мебели советского ампира из гостиницы «Москва», Театра Советской Армии частных интерьеров, мелкую фарфоровую пластику, настольные лампы из латуни и бронзы, а также декоративное панно Освобождение узников Шлиссельбурга (1934) работы классика советской скульптуры Исидора Фрих-Хара. Качеством исполнения эти вещи, несомненно, составят достойную конкуренцию лучшим образцам западного дизайна XX века, которые традиционно привозятся на базельскую ярмарку. — Кара Мискарян

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+