18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Орсе показывают выдуманных монстров Леопольда Шово

Художественное творчество самоучки, в отличие от литературного, было полностью забыто, пока его внук в 2017 году не подарил музею произведения деда

Выставка «В стране монстров. Леопольд Шово», превратившая один из залов Музея Орсе во что-то вроде палеонтологического музея с доисторическими существами, посвящена художнику-самоучке, хирургу Леопольду Шово (1870–1940).

Для палеонтологии эти создания, запечатленные в скульптурах и по-детски ярких рисунках, не представляют никакого научного интереса, так как являются плодом фантазии их создателя. Медиком Шово стал по настоянию семьи, но, так и не смирившись с нелюбимой профессией, с 1905 года параллельно начал заниматься скульптурой (возможно, по совету своего друга Жоржа Лакомба, живописца и скульптора, участника группы «Наби»). Новоявленный художник высекал, лепил и рисовал только монстров, образы которых были навеяны детскими воспоминаниями о Музее естественной истории в Лионе, где работал его отец, горгульями, свисающими с карнизов и водосточных труб готических соборов, чудищами с японских гравюр. При этом он не впадал в стилизацию, а создал собственный оригинальный стиль — экспрессивный и лаконичный в скульптуре и рисунках, а в акварелях яркий и красочный.

Да и сами эти монстры, симпатичные, порой смешные, вовсе не собирались кого-то пугать. Шово так объяснял страсть к ним: «Душа монстров возникает из земных глубин, их формы буквально ласкают мои пальцы. Они рождаются во мне спонтанно. Вдруг открывают глаза и смотрят на меня — и я забываю все свои печали и невзгоды». Дважды Шово показал их на парижском Осеннем салоне, в 1911 и 1913 годах, но не получил никакого отклика и после уже и не пытался выставляться, работая только для себя.

Куда успешнее сложилась его литературная судьба. Параллельно с занятием искусством он писал сказки для детей, первые из которых иллюстрировал Пьер Боннар, а затем и сам их автор. Они до сих пор пользуются успехом, даже в далекой Японии, где одну из детских книжек Леопольда Шово — «Истории старого крокодила» (1923) — оживил в 2005 году известный аниматор Кодзи Ямамура.

Когда началась Первая мировая, об искусстве пришлось забыть: Шово был хирургом на передовой, потерял жену и двух сыновей. Став из-за этих трагических событий убежденным антимилитаристом, написал в 1916 году роман-репортаж «За кулисами битвы», а во время Второй мировой работал в Красном Кресте, помогая беженцам. Только раз, в 1920 году, он вернулся к искусству, обобщив трагический опыт в серии акварелей «Монструозные пейзажи».

После смерти Леопольда Шово его художественное творчество, в отличие от литературного, было полностью забыто, пока в 2017 году внук художника не подарил Музею Орсе 18 скульптур и 100 рисунков деда. Возможно, тогда и возникла идея этой выставки, включившей в последний ее раздел работы близких ему по духу современных авторов, один из которых, французский видеохудожник Бертран Дезото, впервые увидевший творчество художника-самоучки, назвал его недостающим звеном между Босхом и покемонами, очень метко определив место Шово в истории искусства, которое он сам так долго искал.

Музей Орсе
Леопольд Шово. В стране монстров
До 13 сентября

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+