Кто вы, виртуальные победители?

№83, июль-август 2020
№83
Материал из газеты

Продажи на цифровых арт-ярмарках, судя по всему, все-таки идут, ведь альтернатив просто нет

Виртуальное пространство галереи Hauser & Wirth на Менорке. Фото: Hauser & Wirth Gallery
Виртуальное пространство галереи Hauser & Wirth на Менорке.
Фото: Hauser & Wirth Gallery

Ярмарочную усталость повсеместно вытесняет цифровое изнеможение. «Всех нас до некоторой степени утомил нескончаемый поток онлайн-контента», — призналась основательница и глава нью-йоркской 303 Gallery Лиза Спеллман. 
 В числе недавних инициатив — платформа Vortic, поддерживающая технологии как виртуальной, так и дополненной реальности. Vortic уже используют 11 уважаемых галерей, и у ее основателей очень амбициозные планы.

Какой же из новых способов смотреть искусство окажется самым популярным? Судить пока рано, но проекты, появляющиеся в технологиях виртуальной и дополненной реальности, довольно забавны (если у вас получится разобраться, что с ними делать), хотя и не очень продаваемы. А вот онлайн-ярмарки искусства — с десятками произведений на сотнях сайтов — напоминают, скорее, невеселую повинность. В одной из недавних рассылок дилер и обозреватель рынка Джош Баер сделал признание с хештегом #sorrynotsorry (англ. «стыдно, но не стыдно»): «Я, конечно, извиняюсь, но я так и не посмотрел ни одного виртуального шоурума».

Тем не менее продажи на цифровых арт-ярмарках, судя по всему, все-таки идут, ведь альтернатив просто нет. Качество сайтов понемногу растет, а мы постепенно привыкаем — и к восприятию искусства в этом диковинном плоском формате, и к новому миру пандемии, в котором внезапно оказались.

В целом создается впечатление, что здесь действует правило «чем меньше, тем лучше»: некоторый предварительный отбор позволяет сэкономить время и силы потенциальных покупателей. Например, проект «Платформа» галереи David Zwirner представляет лишь по одному художнику от каждой из приблизительно дюжины галерей на протяжении нескольких недель. Такой формат легко воспринимается и создает впечатление тщательно проделанной кураторской работы. Zwirner сообщает, что продажи первых трех виртуальных экспозиций принесли около $1 млн.

Необходимо отдать должное и одной из самых успешных виртуальных стратегий, которую избрала другая мегагалерея — Gagosian. Она фокусирует внимание на одном художнике на протяжении недели, выставляя каждое из его произведений на продажу всего на 48 часов, что создает ощущение напряжения, которое, в числе прочего, привело к продаже «Фигур в ландшафте 1» (2002) Сесили Браун за $5,5 млн. 

Галерея Hauser & Wirth воспроизвела в виртуальной реальности экспозицию в своем еще не открытом новом, залитом изумительным солнечным светом пространстве на острове Менорка.

Но больше всего из увиденного до сих пор мне пришлось по душе весьма старомодное решение — простой в использовании, дающий возможность удобного поиска каталог апрельской ярмарки Artmonte-carlo в PDF-формате. Вдобавок составители включили в него ссылку на запись концерта классической музыки и рецепт легкой закуски из грейпфрута и спаржи от шеф-повара мишленовского ресторана. 

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+