18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Оставайтесь дома! Мировые музеи идут к вам

Предлагаем обзор лучших музейных интернет-ресурсов: свободный доступ к оцифрованным коллекциям, виртуальные туры и видео кураторских экскурсий, и даже возможности дополненной реальности

Современные музеи оказались хорошо подготовлены к переходу в интернет. Случись подобная пандемия лет десять назад, наши возможности виртуально прогуляться по Лувру, Прадо или Метрополитен-музею были бы гораздо скромнее. Зато сейчас люди, запертые в своих домах в разных концах света, могут в полной мере оценить то, над чем годами работали музейные диджитал-отделы. Все мы мечтаем снова встретиться с родными и друзьями, сходить в кафе, погулять в парке, съездить в отпуск или посмотреть наконец-то многочисленные выставки, приостановленные из-за пандемии. Однако даже виртуальное путешествие может здорово скрасить самоизоляцию.

Google Art Project: полторы тысячи музеев в мельчайших деталях

Настоящий прорыв в деле музейной «цифровизации» стал возможен благодаря интернет-платформе Google Art Project, запущенной в 2011 году. Начиналось все с 17 музеев — сейчас с проектом сотрудничает более 1,5 тыс. институций из 70 стран. Среди участников — почти все крупнейшие музеи мира, в том числе нью-йоркские Музей современного искусства (MoMA) и Метрополитен, венский Музей истории искусства, лондонские Национальная галерея и Тейт, дрезденская Картинная галерея, парижские Орсе и Оранжери, амстердамский Рейксмузеум, петербургские Эрмитаж и Русский музей, а также многие-многие другие. Основная задача интернет-платформы — предоставить пользователям доступ к фотографиям произведений из собраний музеев в высоком разрешении.

Макрофотографии, благодаря которым можно рассмотреть, например, мельчайшие детали картины, сопровождаются коротким рассказом о произведении. Понятно, что живое впечатление такой осмотр заменить не может, но все же возможность подряд посмотреть, к примеру, все сохранившиеся до наших дней картины Яна Вермеера (это 34 работы, разбросанные по музеям и частным коллекциям в разных концах света) — головокружительный опыт, ведь ни на какую выставку-блокбастер собрать их вместе не удастся. В то же время — и это прежде всего применимо к искусству старых мастеров — ни на одной выставке не получится рассмотреть произведения так подробно (автор статьи на полчаса завис, разглядывая дальние планы «Жатвы» Питера Брейгеля Старшего из Метрополитен-музея).

Прогулки по дворцу в Синтре и храмам Мамаллапурама

Одновременно у многих музеев можно воспользоваться функцией «Просмотр улиц», хорошо знакомой пользователям Google-карт. Она позволяет быстро перейти от режима просмотра репродукции в виртуальный зал музея, где висит работа, понять, какие произведения ее окружают, и начать изучать уже их. Такая прогулка по музейным залам особенно ценна, когда и сам музей — признанный шедевр архитектуры ХХ века, как в случае со зданием Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке, построенным по проекту Фрэнка Ллойда Райта.

А еще с помощью «Виртуальных туров» Google Art Project можно посмотреть интерьеры Национального дворца Синтры в Португалии или, что более экзотично, оценить мастерство индийских резчиков, создававших знаменитые рельефы в храмах Мамаллапурама.

В разделе «Панорамные видео» можно за три минуты виртуально обойти величественные развалины Пальмиры еще до варварского разрушения памятника древнеримской архитектуры террористической группировкой «Исламское государство», запрещенной в России организацией. Видео подготовлено в 2016 году Объединением национальных музеев Франции (RMN) к выставке «Непреходящее наследие» в Гран-пале. Или, воспользовавшись той же функцией, можно попасть внутрь картины «Падение мятежных ангелов» Питера Брейгеля Старшего, хранящейся в брюссельских Королевских музеях изящных искусств. С помощью анимации ангелы оживают и двигаются — кого-то такое обращение с мировыми шедеврами может шокировать, но многих развлечет и увлечет.

Ну и, конечно, широко распространен жанр тематических онлайн-экскурсий. На платформе Google это больше всего похоже на электронные альбомы по искусству или каталоги выставок: листаешь страницы с картинками, читаешь тексты.

Смотрим выставки-блокбастеры: Рафаэль в Риме и ван Эйк в Генте

Впрочем, не Google’ом единым. Все музеи развивают собственные сайты, занимаются оцифровкой коллекций и предлагают виртуальные прогулки по своим залам. Кстати, из «великих» от сотрудничества с Google отказался, например, Лувр, но на сайте самого музея можно найти около 35 тыс. оцифрованных произведений из его коллекции. Однако кроме онлайн-галереи, к тому же оформленной в виде довольно примитивной «листалки» с описаниями, разжиться на сайте Лувра виртуальному посетителю особенно нечем: ни виртуальных туров по залам, ни даже видеоэкскурсий по выставкам-блокбастерам вроде прошедшей осенью 2019 года ретроспективы Леонардо да Винчи тут не найти. Абсурдно, конечно, но в Лувре словно боятся, что если они будут выдавать много контента в интернет, то сократится число живых посетителей.

Другие музеи куда щедрее, особенно сейчас, когда сайт и соцсети, по сути, единственная форма коммуникации с аудиторией, а множество выставок, столь тщательно подготовленных, остались без зрителя. Чаще всего музеи записывают видеоэкскурсии, а записи размещают на хостинге YouTube. Именно так можно посмотреть, например, благодаря VISITFLANDERS выставку Яна ван Эйка в Генте с ее сокуратором Тилль-Хольгером Борхертом (26 минут, русские субтитры). Или экспозицию Рафаэля в Риме на канале выставочного зала Папских конюшен — Скудерие дель Квиринале (13 минут, только на итальянском). Кое-кто сейчас делает упор на разработанные специально для сайта онлайн-экспозиции, а точнее, тематические подборки экспонатов из собрания музея с комментариями. Например, на сайте флорентийской Галереи Уффици есть специальная пасхальная выставка.

Среди всего этого разнообразия хочется отметить три музея, которые предложили самые необычные форматы онлайн-посещения.

Дополненная реальность в Альбертине

Венский музей уже некоторое время сотрудничает с разработчиками приложения Artivive, использующего технологию дополненной реальности. Ранее специальный цифровой контент был создан для выставки Film Stills, а также для постоянной экспозиции «От Моне до Пикассо. Коллекция Батлинера». Посетители музея могли установить в смартфон приложение Artivive и получить своеобразный аудиогид «со спецэффектами». Теперь аналогичная опция появилась и на сайте Альбертины: достаточно скачать приложение, навести смартфон на репродукции картин на сайте проекта — и можно наблюдать, как произведения Дюрера, ван Гога или Шагала начнут оживать на экране гаджета. Одновременно с рассказом о картине можно наблюдать процесс работы художника: как из точек постепенно проявляется пейзаж Поля Синьяка, а несколько линий складываются в портрет молодой девушки кисти Алексея Явленского. Или наконец рассмотреть при многократном увеличении изображение интерьера мастерской художника, которое отражается в глазу знаменитого дюреровского кролика, и многое другое.

Метрополитен-музей на 360°

Хотя цифровой проект The Met 360°, состоящий из шести коротких видео, позволяющих рассмотреть самые знаменитые и важные залы и филиалы музея с необычных ракурсов, был запущен в 2016 году, повышенного внимания он удостоился именно сейчас. По сути, это круговая панорама, поэтому при просмотре изображение можно вращать во все стороны. Таким образом попадаешь в величественный входной зал музея на Пятой авеню, в воссозданный в нью-йоркском районе Вашингтон-Хайтс средневековый монастырь — филиал музея Клойстерс, посвященный средневековому искусству, в египетский храм из Дандары или во двор Чарльза Энгельхарда, украшенный витражами Tiffany. Подобный виртуальный тур не дает полного эффекта присутствия, но точно заставляет испытать непреодолимое желание оказаться в этом музее.

Выставка «Рембрандт и искусство портрета в Амстердаме 1590–1670 годов» в Музее Тиссен-Борнемиса

Мадридский музей представляет настоящую виртуальную прогулку (можно перемещаться из зала в зал, поворачиваться, приближаться и отдаляться от картин), а также экскурсию от куратора выставки Норберта Э. Мидделкопа из Амстердама. Уникальный проект позволяет понять кураторскую идею, принципы компоновки портретов в выставочных залах, а также рассмотреть отдельные произведения в хорошем разрешении. Выставка портретов Рембрандта и его современников открылась в феврале и должна была продлиться до конца мая, если бы не пандемия. Музей предлагает максимально приближенный к реальности опыт посещения выставки (кстати, подобный виртуальный тур есть и по постоянной экспозиции Музея Тиссен-Борнемиса, а счастливые обладатели VR-очков получат дополнительные возможности).

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+