18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Оставайтесь дома! Мировые музеи идут к вам

Предлагаем обзор лучших музейных интернет-ресурсов: свободный доступ к оцифрованным коллекциям, виртуальные туры и видео кураторских экскурсий, и даже возможности дополненной реальности

Современные музеи оказались хорошо подготовлены к переходу в интернет. Случись подобная пандемия лет десять назад, наши возможности виртуально прогуляться по Лувру, Прадо или Метрополитен-музею были бы гораздо скромнее. Зато сейчас люди, запертые в своих домах в разных концах света, могут в полной мере оценить то, над чем годами работали музейные диджитал-отделы. Все мы мечтаем снова встретиться с родными и друзьями, сходить в кафе, погулять в парке, съездить в отпуск или посмотреть наконец-то многочисленные выставки, приостановленные из-за пандемии. Однако даже виртуальное путешествие может здорово скрасить самоизоляцию.

Рейксмузеум в Google Art Project. Фото: Rijksmuseum / Google Art Project
Рейксмузеум в Google Art Project.
Фото: Rijksmuseum / Google Art Project

Google Art Project: полторы тысячи музеев в мельчайших деталях

Настоящий прорыв в деле музейной «цифровизации» стал возможен благодаря интернет-платформе Google Art Project, запущенной в 2011 году. Начиналось все с 17 музеев — сейчас с проектом сотрудничает более 1,5 тыс. институций из 70 стран. Среди участников — почти все крупнейшие музеи мира, в том числе нью-йоркские Музей современного искусства (MoMA) и Метрополитен, венский Музей истории искусства, лондонские Национальная галерея и Тейт, дрезденская Картинная галерея, парижские Орсе и Оранжери, амстердамский Рейксмузеум, петербургские Эрмитаж и Русский музей, а также многие-многие другие. Основная задача интернет-платформы — предоставить пользователям доступ к фотографиям произведений из собраний музеев в высоком разрешении.

Макрофотографии, благодаря которым можно рассмотреть, например, мельчайшие детали картины, сопровождаются коротким рассказом о произведении. Понятно, что живое впечатление такой осмотр заменить не может, но все же возможность подряд посмотреть, к примеру, все сохранившиеся до наших дней картины Яна Вермеера (это 34 работы, разбросанные по музеям и частным коллекциям в разных концах света) — головокружительный опыт, ведь ни на какую выставку-блокбастер собрать их вместе не удастся. В то же время — и это прежде всего применимо к искусству старых мастеров — ни на одной выставке не получится рассмотреть произведения так подробно (автор статьи на полчаса завис, разглядывая дальние планы «Жатвы» Питера Брейгеля Старшего из Метрополитен-музея).

В разделе «Панорамные видео» можно за три минуты виртуально обойтивеличественные развалины Пальмиры. Фото: Google Art Project
В разделе «Панорамные видео» можно за три минуты виртуально обойтивеличественные развалины Пальмиры.
Фото: Google Art Project

Прогулки по дворцу в Синтре и храмам Мамаллапурама

Одновременно у многих музеев можно воспользоваться функцией «Просмотр улиц», хорошо знакомой пользователям Google-карт. Она позволяет быстро перейти от режима просмотра репродукции в виртуальный зал музея, где висит работа, понять, какие произведения ее окружают, и начать изучать уже их. Такая прогулка по музейным залам особенно ценна, когда и сам музей — признанный шедевр архитектуры ХХ века, как в случае со зданием Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке, построенным по проекту Фрэнка Ллойда Райта.

А еще с помощью «Виртуальных туров» Google Art Project можно посмотреть интерьеры Национального дворца Синтры в Португалии или, что более экзотично, оценить мастерство индийских резчиков, создававших знаменитые рельефы в храмах Мамаллапурама.

В разделе «Панорамные видео» можно за три минуты виртуально обойти величественные развалины Пальмиры еще до варварского разрушения памятника древнеримской архитектуры террористической группировкой «Исламское государство», запрещенной в России организацией. Видео подготовлено в 2016 году Объединением национальных музеев Франции (RMN) к выставке «Непреходящее наследие» в Гран-пале. Или, воспользовавшись той же функцией, можно попасть внутрь картины «Падение мятежных ангелов» Питера Брейгеля Старшего, хранящейся в брюссельских Королевских музеях изящных искусств. С помощью анимации ангелы оживают и двигаются — кого-то такое обращение с мировыми шедеврами может шокировать, но многих развлечет и увлечет.

Ну и, конечно, широко распространен жанр тематических онлайн-экскурсий. На платформе Google это больше всего похоже на электронные альбомы по искусству или каталоги выставок: листаешь страницы с картинками, читаешь тексты.

Онлайн-экскурсия VISITFLANDERS по выставке Яна ван Эйка в Генте с сокуратором Тилль-Хольгером Борхертом. Фото: VISITFLANDERS
Онлайн-экскурсия VISITFLANDERS по выставке Яна ван Эйка в Генте с сокуратором Тилль-Хольгером Борхертом.
Фото: VISITFLANDERS

Смотрим выставки-блокбастеры: Рафаэль в Риме и ван Эйк в Генте

Впрочем, не Google’ом единым. Все музеи развивают собственные сайты, занимаются оцифровкой коллекций и предлагают виртуальные прогулки по своим залам. Кстати, из «великих» от сотрудничества с Google отказался, например, Лувр, но на сайте самого музея можно найти около 35 тыс. оцифрованных произведений из его коллекции. Однако кроме онлайн-галереи, к тому же оформленной в виде довольно примитивной «листалки» с описаниями, разжиться на сайте Лувра виртуальному посетителю особенно нечем: ни виртуальных туров по залам, ни даже видеоэкскурсий по выставкам-блокбастерам вроде прошедшей осенью 2019 года ретроспективы Леонардо да Винчи тут не найти. Абсурдно, конечно, но в Лувре словно боятся, что если они будут выдавать много контента в интернет, то сократится число живых посетителей.

Другие музеи куда щедрее, особенно сейчас, когда сайт и соцсети, по сути, единственная форма коммуникации с аудиторией, а множество выставок, столь тщательно подготовленных, остались без зрителя. Чаще всего музеи записывают видеоэкскурсии, а записи размещают на хостинге YouTube. Именно так можно посмотреть, например, благодаря VISITFLANDERS выставку Яна ван Эйка в Генте с ее сокуратором Тилль-Хольгером Борхертом (26 минут, русские субтитры). Или экспозицию Рафаэля в Риме на канале выставочного зала Папских конюшен — Скудерие дель Квиринале (13 минут, только на итальянском). Кое-кто сейчас делает упор на разработанные специально для сайта онлайн-экспозиции, а точнее, тематические подборки экспонатов из собрания музея с комментариями. Например, на сайте флорентийской Галереи Уффици есть специальная пасхальная выставка.

Среди всего этого разнообразия хочется отметить три музея, которые предложили самые необычные форматы онлайн-посещения.

Дополненная реальность в совместном проекте Альбертины и приложения Artivive. Фото: Albertina museum
Дополненная реальность в совместном проекте Альбертины и приложения Artivive.
Фото: Albertina museum

Дополненная реальность в Альбертине

Венский музей уже некоторое время сотрудничает с разработчиками приложения Artivive, использующего технологию дополненной реальности. Ранее специальный цифровой контент был создан для выставки Film Stills, а также для постоянной экспозиции «От Моне до Пикассо. Коллекция Батлинера». Посетители музея могли установить в смартфон приложение Artivive и получить своеобразный аудиогид «со спецэффектами». Теперь аналогичная опция появилась и на сайте Альбертины: достаточно скачать приложение, навести смартфон на репродукции картин на сайте проекта — и можно наблюдать, как произведения Дюрера, ван Гога или Шагала начнут оживать на экране гаджета. Одновременно с рассказом о картине можно наблюдать процесс работы художника: как из точек постепенно проявляется пейзаж Поля Синьяка, а несколько линий складываются в портрет молодой девушки кисти Алексея Явленского. Или наконец рассмотреть при многократном увеличении изображение интерьера мастерской художника, которое отражается в глазу знаменитого дюреровского кролика, и многое другое.

Воссозданный в нью-йоркском районе Вашингтон-Хайтс средневековый монастырь — филиал музея Клойстерс. Фото: The Met Museum
Воссозданный в нью-йоркском районе Вашингтон-Хайтс средневековый монастырь — филиал музея Клойстерс.
Фото: The Met Museum

Метрополитен-музей на 360°

Хотя цифровой проект The Met 360°, состоящий из шести коротких видео, позволяющих рассмотреть самые знаменитые и важные залы и филиалы музея с необычных ракурсов, был запущен в 2016 году, повышенного внимания он удостоился именно сейчас. По сути, это круговая панорама, поэтому при просмотре изображение можно вращать во все стороны. Таким образом попадаешь в величественный входной зал музея на Пятой авеню, в воссозданный в нью-йоркском районе Вашингтон-Хайтс средневековый монастырь — филиал музея Клойстерс, посвященный средневековому искусству, в египетский храм из Дандары или во двор Чарльза Энгельхарда, украшенный витражами Tiffany. Подобный виртуальный тур не дает полного эффекта присутствия, но точно заставляет испытать непреодолимое желание оказаться в этом музее.

Рембрандт. «Портрет молодого человека в черном берете». 1662. Выставка «Рембрандт и искусство портрета в Амстердаме 1590–1670 годов» в Музее Тиссен-Борнемиса. Фото:  Kansas City, The Nelson-Atkins Museum of Art
Рембрандт. «Портрет молодого человека в черном берете». 1662. Выставка «Рембрандт и искусство портрета в Амстердаме 1590–1670 годов» в Музее Тиссен-Борнемиса.
Фото: Kansas City, The Nelson-Atkins Museum of Art

Выставка «Рембрандт и искусство портрета в Амстердаме 1590–1670 годов» в Музее Тиссен-Борнемиса

Мадридский музей представляет настоящую виртуальную прогулку (можно перемещаться из зала в зал, поворачиваться, приближаться и отдаляться от картин), а также экскурсию от куратора выставки Норберта Э. Мидделкопа из Амстердама. Уникальный проект позволяет понять кураторскую идею, принципы компоновки портретов в выставочных залах, а также рассмотреть отдельные произведения в хорошем разрешении. Выставка портретов Рембрандта и его современников открылась в феврале и должна была продлиться до конца мая, если бы не пандемия. Музей предлагает максимально приближенный к реальности опыт посещения выставки (кстати, подобный виртуальный тур есть и по постоянной экспозиции Музея Тиссен-Борнемиса, а счастливые обладатели VR-очков получат дополнительные возможности).

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
3
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
4
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
Чтобы безвозмездно расстаться со своими художественными богатствами, нужно потратить немало времени, сил и даже денег. В США процедуры музейного дарения превратились в особую финансово-юридическую отрасль, которая существует по собственным законам
01.02.2023
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
7
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+