18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Оставайтесь дома! Мировые музеи идут к вам

Предлагаем обзор лучших музейных интернет-ресурсов: свободный доступ к оцифрованным коллекциям, виртуальные туры и видео кураторских экскурсий, и даже возможности дополненной реальности

Современные музеи оказались хорошо подготовлены к переходу в интернет. Случись подобная пандемия лет десять назад, наши возможности виртуально прогуляться по Лувру, Прадо или Метрополитен-музею были бы гораздо скромнее. Зато сейчас люди, запертые в своих домах в разных концах света, могут в полной мере оценить то, над чем годами работали музейные диджитал-отделы. Все мы мечтаем снова встретиться с родными и друзьями, сходить в кафе, погулять в парке, съездить в отпуск или посмотреть наконец-то многочисленные выставки, приостановленные из-за пандемии. Однако даже виртуальное путешествие может здорово скрасить самоизоляцию.

Google Art Project: полторы тысячи музеев в мельчайших деталях

Настоящий прорыв в деле музейной «цифровизации» стал возможен благодаря интернет-платформе Google Art Project, запущенной в 2011 году. Начиналось все с 17 музеев — сейчас с проектом сотрудничает более 1,5 тыс. институций из 70 стран. Среди участников — почти все крупнейшие музеи мира, в том числе нью-йоркские Музей современного искусства (MoMA) и Метрополитен, венский Музей истории искусства, лондонские Национальная галерея и Тейт, дрезденская Картинная галерея, парижские Орсе и Оранжери, амстердамский Рейксмузеум, петербургские Эрмитаж и Русский музей, а также многие-многие другие. Основная задача интернет-платформы — предоставить пользователям доступ к фотографиям произведений из собраний музеев в высоком разрешении.

Макрофотографии, благодаря которым можно рассмотреть, например, мельчайшие детали картины, сопровождаются коротким рассказом о произведении. Понятно, что живое впечатление такой осмотр заменить не может, но все же возможность подряд посмотреть, к примеру, все сохранившиеся до наших дней картины Яна Вермеера (это 34 работы, разбросанные по музеям и частным коллекциям в разных концах света) — головокружительный опыт, ведь ни на какую выставку-блокбастер собрать их вместе не удастся. В то же время — и это прежде всего применимо к искусству старых мастеров — ни на одной выставке не получится рассмотреть произведения так подробно (автор статьи на полчаса завис, разглядывая дальние планы «Жатвы» Питера Брейгеля Старшего из Метрополитен-музея).

Прогулки по дворцу в Синтре и храмам Мамаллапурама

Одновременно у многих музеев можно воспользоваться функцией «Просмотр улиц», хорошо знакомой пользователям Google-карт. Она позволяет быстро перейти от режима просмотра репродукции в виртуальный зал музея, где висит работа, понять, какие произведения ее окружают, и начать изучать уже их. Такая прогулка по музейным залам особенно ценна, когда и сам музей — признанный шедевр архитектуры ХХ века, как в случае со зданием Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке, построенным по проекту Фрэнка Ллойда Райта.

А еще с помощью «Виртуальных туров» Google Art Project можно посмотреть интерьеры Национального дворца Синтры в Португалии или, что более экзотично, оценить мастерство индийских резчиков, создававших знаменитые рельефы в храмах Мамаллапурама.

В разделе «Панорамные видео» можно за три минуты виртуально обойти величественные развалины Пальмиры еще до варварского разрушения памятника древнеримской архитектуры террористической группировкой «Исламское государство», запрещенной в России организацией. Видео подготовлено в 2016 году Объединением национальных музеев Франции (RMN) к выставке «Непреходящее наследие» в Гран-пале. Или, воспользовавшись той же функцией, можно попасть внутрь картины «Падение мятежных ангелов» Питера Брейгеля Старшего, хранящейся в брюссельских Королевских музеях изящных искусств. С помощью анимации ангелы оживают и двигаются — кого-то такое обращение с мировыми шедеврами может шокировать, но многих развлечет и увлечет.

Ну и, конечно, широко распространен жанр тематических онлайн-экскурсий. На платформе Google это больше всего похоже на электронные альбомы по искусству или каталоги выставок: листаешь страницы с картинками, читаешь тексты.

Смотрим выставки-блокбастеры: Рафаэль в Риме и ван Эйк в Генте

Впрочем, не Google’ом единым. Все музеи развивают собственные сайты, занимаются оцифровкой коллекций и предлагают виртуальные прогулки по своим залам. Кстати, из «великих» от сотрудничества с Google отказался, например, Лувр, но на сайте самого музея можно найти около 35 тыс. оцифрованных произведений из его коллекции. Однако кроме онлайн-галереи, к тому же оформленной в виде довольно примитивной «листалки» с описаниями, разжиться на сайте Лувра виртуальному посетителю особенно нечем: ни виртуальных туров по залам, ни даже видеоэкскурсий по выставкам-блокбастерам вроде прошедшей осенью 2019 года ретроспективы Леонардо да Винчи тут не найти. Абсурдно, конечно, но в Лувре словно боятся, что если они будут выдавать много контента в интернет, то сократится число живых посетителей.

Другие музеи куда щедрее, особенно сейчас, когда сайт и соцсети, по сути, единственная форма коммуникации с аудиторией, а множество выставок, столь тщательно подготовленных, остались без зрителя. Чаще всего музеи записывают видеоэкскурсии, а записи размещают на хостинге YouTube. Именно так можно посмотреть, например, благодаря VISITFLANDERS выставку Яна ван Эйка в Генте с ее сокуратором Тилль-Хольгером Борхертом (26 минут, русские субтитры). Или экспозицию Рафаэля в Риме на канале выставочного зала Папских конюшен — Скудерие дель Квиринале (13 минут, только на итальянском). Кое-кто сейчас делает упор на разработанные специально для сайта онлайн-экспозиции, а точнее, тематические подборки экспонатов из собрания музея с комментариями. Например, на сайте флорентийской Галереи Уффици есть специальная пасхальная выставка.

Среди всего этого разнообразия хочется отметить три музея, которые предложили самые необычные форматы онлайн-посещения.

Дополненная реальность в Альбертине

Венский музей уже некоторое время сотрудничает с разработчиками приложения Artivive, использующего технологию дополненной реальности. Ранее специальный цифровой контент был создан для выставки Film Stills, а также для постоянной экспозиции «От Моне до Пикассо. Коллекция Батлинера». Посетители музея могли установить в смартфон приложение Artivive и получить своеобразный аудиогид «со спецэффектами». Теперь аналогичная опция появилась и на сайте Альбертины: достаточно скачать приложение, навести смартфон на репродукции картин на сайте проекта — и можно наблюдать, как произведения Дюрера, ван Гога или Шагала начнут оживать на экране гаджета. Одновременно с рассказом о картине можно наблюдать процесс работы художника: как из точек постепенно проявляется пейзаж Поля Синьяка, а несколько линий складываются в портрет молодой девушки кисти Алексея Явленского. Или наконец рассмотреть при многократном увеличении изображение интерьера мастерской художника, которое отражается в глазу знаменитого дюреровского кролика, и многое другое.

Метрополитен-музей на 360°

Хотя цифровой проект The Met 360°, состоящий из шести коротких видео, позволяющих рассмотреть самые знаменитые и важные залы и филиалы музея с необычных ракурсов, был запущен в 2016 году, повышенного внимания он удостоился именно сейчас. По сути, это круговая панорама, поэтому при просмотре изображение можно вращать во все стороны. Таким образом попадаешь в величественный входной зал музея на Пятой авеню, в воссозданный в нью-йоркском районе Вашингтон-Хайтс средневековый монастырь — филиал музея Клойстерс, посвященный средневековому искусству, в египетский храм из Дандары или во двор Чарльза Энгельхарда, украшенный витражами Tiffany. Подобный виртуальный тур не дает полного эффекта присутствия, но точно заставляет испытать непреодолимое желание оказаться в этом музее.

Выставка «Рембрандт и искусство портрета в Амстердаме 1590–1670 годов» в Музее Тиссен-Борнемиса

Мадридский музей представляет настоящую виртуальную прогулку (можно перемещаться из зала в зал, поворачиваться, приближаться и отдаляться от картин), а также экскурсию от куратора выставки Норберта Э. Мидделкопа из Амстердама. Уникальный проект позволяет понять кураторскую идею, принципы компоновки портретов в выставочных залах, а также рассмотреть отдельные произведения в хорошем разрешении. Выставка портретов Рембрандта и его современников открылась в феврале и должна была продлиться до конца мая, если бы не пандемия. Музей предлагает максимально приближенный к реальности опыт посещения выставки (кстати, подобный виртуальный тур есть и по постоянной экспозиции Музея Тиссен-Борнемиса, а счастливые обладатели VR-очков получат дополнительные возможности).

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+