18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Nemoskva: оптимистическая трагедия

В санкт-петербургском Манеже 8 августа откроется выставка «Немосква не за горами». И это отличный повод съездить в город на Неве

Выставка начинается инсталляцией Маяны Насыбулловой «Опять ничего не происходит». Если вы думаете, что дальше будет про скуку уездной жизни, это не так.

Чтобы расставить точки над i — «Немосква не за горами» не смотр провинциального искусства. Все ее участники — встроенные в мировой арт-процесс люди. И художники, и уж тем более кураторы не первый год в профессии; многие учились и стажировались в Европе и США; некоторые — лауреаты премии «Инновация» и грантополучатели международных фондов; а куратор Антонио Джеуза так и вообще урожденный итальянец. Само деление на метрополию и провинцию в наше время неактуально. Хорошая осведомленность — главное, что раньше отличало столичного художника, — в эпоху интернета перестала быть преимуществом. Сегодня все знают обо всем.

Второе важное обстоятельство: выставка — не единичное событие, а пункт долгоиграющей программы. Ее придумала в 2017 году комиссар Уральской индустриальной биеннале Алиса Прудникова с целью крепить солидарность художников по всей стране. За четыре года в рамках проекта были проведены международный передвижной арт-симпозиум по городам Транссиба (2018), кураторская школа в городе Сатка Челябинской области, выставка Nemoskva в Центре искусств Bozar в Брюсселе (2019). И вот теперь новая высота — санкт-петербургский Центральный выставочный зал «Манеж», 5 тыс. кв. м дистиллированного contemporary art. Выставка проходит под эгидой ГМИИ им. Пушкина, к которому в 2019-м присоединили филиалы ГЦСИ, после чего музей стал локомотивом и покровителем всего регионального актуального искусства.

У выставки непростой, но действенный рабочий механизм. Помимо комиссара и экспертного совета, она имеет семь (!) кураторов. Каждый куратор выбирает тему, находит под нее художников и/или проекты, и вот вся эта коллективная, взаимно усиленная креативность выливается на головы зрителей. Эффект получился сильный — хочется застрелиться и/или повеситься. Лучшим украшением вернисажа был бы похоронный оркестр.

Судите сами. Эпиграфом к выставке стала инсталляция Владимира Чернышева «Бассейн». Действительно бассейн, заполненный «нефтью» — черным гудроном. Такой вот leisure center, место досуга и удовольствия. Русское проклятие, нефть из любой идеи делает ровную ей противоположность.

Как Цербер охраняет врата ада, так и наш бассейн сторожит манекен-часовой с лопатой в одной руке и венком в другой. Вместо лица у него букет гвоздик. На будочку, в которую часовой упакован, поставлена елочка. Описание комично, но сам пластический образ вполне инфернален. Произведение называется «Пост», а серия — «Праздник». Автор — Иван Смирнов.

Далее по ходу экспозиции «добавляют радости» большие мягкие белоснежные одеяла, хаотично прибитые к черной стене гигантскими металлическими скобами. Работа «Куколка» художницы из Перми Елены Слобцевой — тонкая метафора страданий, сопровождающих процесс перерождения условной гусеницы в условное нечто прекрасное — бабочку. Инсталляции можно придумать немало интерпретаций, но сам факт насильственного соединения противоположностей — пуха и металла — считывается мгновенно.

Легка и иронична работа Дмитрия Жеравова из Питера «Воображаемый лифт никуда не приедет». Жестко фиксированная на тросах прозрачная коробочка с людьми — насмешка над клише «социальный лифт».

Три последних произведения входят в раздел куратора Евгения Кутергина и объединены темой «Летаргия». Эта часть выставки, пожалуй, самая понятная.

Другой куратор — Артем Филатов, лауреат премии банка Credit Suisse, получатель гранта музея «Гараж» и автор потрясающего (слово неуместно, но иначе не скажешь) современного крематория «Сад имени» в Нижнем Новгороде — своему разделу придумал девиз «Смерть не за горами», послав тем самым привет Перми, где 11 лет назад перед музеем PERMM был установлен арт-объект Бориса Матросова «Счастье не за горами». Ожидание счастья обернулось стоическим принятием смерти.

Тему vanitas команда Артема Филатова разыграла с азартом — как партию в покер. Анастасия Цайдер исследовала советские спальные районы, которые за полвека заросли выше крыш деревьями и летом похожи на джунгли. Инсталляция — лайтбоксы в бетонных рамах — называется Arcadia и, собственно, презентует этот постсоветский рай — необратимую энтропию некогда мощного модернистского жеста. Природа победила цивилизацию.

Василий Кононов-Гредин из Кирова специально для необъятного пространства Манежа сделал объект «Фонтан» — подвешенную на цепях гигантскую круглую люстру, с которой якобы стекает вода, а на самом деле застывший пластик, и все вместе нам иносказательно говорит о тягучем остановившемся времени.

Алексей Илькаев из Перми повесил духоподъемное memento mori (электрические буквы) «Ты все равно умрешь» перед беговым тренажером. Чем активнее на тренажере бежать, тем ярче будут светиться буквы.

Когда мы все умрем (ну, например, после атомной Третьей мировой войны), мы, очевидно, окажемся в пространстве куратора Германа Преображенского. Инсталляции художников в его разделе — тотальный постиндустриальный замусоренный пейзаж. Как сам куратор его структурирует, «болота» (то, что размещено на полу) и «подъезды» (изрисованные стены).

Бодрящий юмор в этот апокалиптический карнавал привнес куратор Владимир Селезнев. Его раздел — дьявольско-пародийный «Парк культуры и отдыха», образы «скатывающегося в архаику современного мира». Отметим здесь замечательную работу «Сложности самоидентификации» Андрея Рудьева из Питера — труп художника (манекен во всем черном и с экраном вместо головы) на постаменте из картинок из истории искусств: информации так много, что легче умереть, чем найти свой путь.

Сильно впечатлившись (в смысле «ужаснувшись») и слегка под конец посмеявшись в «Парке культуры», вы уже собираетесь покинуть выставку, но вас ожидает «контрольный в голову» — раздел несравненной Оксаны Будулак. Как она сама объясняет в пресс-релизе, «исключив набившие оскомину контексты колонизации, ориентации на столичные дискурсы — проблемы дефицита и экзотизации, постэкологию или путинский режим, я искала то очищенное состояние местного искусства, которое проживают художники здесь и сейчас». Таким состоянием стали непридуманные судьбы. Они в данном случае важнее произведений. Художник и поэт Олег Пономарев ушел из жизни в прошлом году в возрасте 54 лет — на выставке показывают его концептуальное видеостихотворение «Отсутствие Сандры» («с деревенским гостеприимством [художник] приглашает в летающую тарелку с пустотой, бормоча заклинание „Сандра выходи и пряник надкуси“»).

Семыч С.Б. и D3mark0 в данный момент несут службу в рядах российской армии. Семыч С.Б., например, проект создавал дистанционно, получая допуск к компьютеру в своей секретной воинской части на несколько часов в неделю, по воскресеньям. Его инсталляция про армейский быт дополнена рисунками — такими небольшими, чтобы их можно было прятать под подушку и в тумбочку.

Елена Аносова из Иркутска показывает долгую, как жизнь, фотосессию «Отделение» — портреты заключенных из нескольких женских колоний. Художница три месяца провела в тюрьмах. Чтобы достичь в портретах такой степени открытости, надо было в ситуацию вжиться, женщины в колониях должны были ей доверять. Аносова выстроила своих героинь по возрасту и по движению от феминности к маскулинности. Получился, по сути, один собирательный женский образ в динамике — чудовищная трансформация в условиях тотального насилия.

К сожалению, перечислить всех из 80 художников «Немосквы не за горами» невозможно.

Чего на выставке нет и что, откровенно говоря, удивляет? Во-первых, секса. Большинство участников — люди от 30 до 40 лет — и почему бы и нет?! То ли этот вектор не проходит отбор у экспертов, то ли нынешнее поколение так целомудренно, но вся их пассионарность положена на алтарь Танатоса — про Эрос никто не вспоминает. И во-вторых, нет футуризма! Молодое поколение художников выросло на руинах империи и коммунистического мифа, и пока что исследование этих руин их занимает больше, чем визионерство — а что там положительного будет за горизонтом?


ЦВЗ «Манеж»
Немосква не за горами
До 15 октября

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+