Иван Цветков: верный поклонник русской школы

№83, июль-август 2020
№83
Материал из газеты

Третьяковка показывает выставку произведений из дореволюционной коллекции Цветкова с «Золотошвейкой» Тропинина, эскизами Сурикова к «Утру стрелецкой казни» и этюдом Васнецова к «Богатырям», которые теперь входят в музейное собрание

Владимир Маковский. «Портрет Ивана Евменьевича Цветкова». 1912–1913. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Владимир Маковский. «Портрет Ивана Евменьевича Цветкова». 1912–1913.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Иван Евменьевич Цветков (1845–1917), сын бедного священника, окончивший Ахтырское духовное училище и математический факультет Московского университета, стал коллекционером, как только начал хорошо зарабатывать на службе в банке. Со студенческих лет он полюбил искусство, проводил много времени в музеях, там лишь и находил душевный покой и отдохновение. По словам Игоря Грабаря, «признавал он только русских художников, которых считал головой выше иностранных, из русских же — главным образом передвижников, а из последних — Владимира Маковского». Цветков предпочитал Маковского настолько, что купил 73 его работы, а также заказал собственный портрет, на котором изображен солидным господином с ухоженной седой бородой и проницательным взглядом.

Василий Тропинин. «Золотошвейка». Вариант-повторение картины 1825 г. 1826. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Василий Тропинин. «Золотошвейка». Вариант-повторение картины 1825 г. 1826.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Теперь этот портрет принадлежит Третьяковской галерее, как и большая часть собрания Цветкова, где есть такие популярные вещи, как «Золотошвейка» Василия Тропинина, «Портрет Гаврилы Романовича Державина» и «Портрет Елизаветы Григорьевны Темкиной» Владимира Боровиковского, эскизы Василия Сурикова к «Утру стрелецкой казни», этюд Виктора Васнецова к «Богатырям». Эскизы, этюды, рисунки и авторские копии Цветков собирал охотно, они составляли существенную часть его коллекции. «У меня, видите ли, все эскизы художников, сделанные ими до написания картин, то есть настоящие эскизы, а у Цветкова — эскизы тех же художников, сделанные уже с картин, то есть маленькие повторения. Таких мне и даром не нужно», — писал его современник, коллекционер и оппонент в совете Третьяковской галереи Илья Остроухов.

Для коллекции Цветков построил на Пречистенской набережной двух­этажный дом-терем по проекту Васнецова, в том же стиле национального романтизма были обставлены и декорированы интерьеры. В 1909 году в день своего рождения Цветков подарил и дом, и все собрание — 400 картин, 36 скульптур, 1373 рисунка — Москве. До конца жизни он оставался там смотрителем. После революции его галерея стала государственным музеем. В 1926‑м его закрыли, предметы распределили по другим музеям, большая часть досталась Третьяковке, которая благодарно устраивает юбилейные выставки этого выдающегося коллекционера.

Василий Тропинин. «Гитарист». 1839. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Василий Тропинин. «Гитарист». 1839.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Впрочем, для прогрессивных современников Цветков был воплощением консерватизма и косности. Как член попечительского совета Третьяковской галереи он противился закупкам работ художников новых направлений. Вот цитата из статьи «Обновление Совета Третьяковской галереи» в газете «Новости дня» от 2 июня 1903 года: «И.Е.Цветков давно олицетворяет рутину. Это стоячая вода. Один И.Е.Цветков хорош в Совете галереи как противовес крайности, как умиряющее начало. Но во­оружить... силой большинства, дать ему единомышленников, значило бы совсем погубить галерею, повести ее к крайней отсталости...» Раздражало и вызывающее русофильство: «Цветков презирал все иноземное: и людей, и искусство, и даже предметы обихода, признавая только русское», — вспоминал Грабарь. Но идеологические споры остались в прошлом, а собранное Цветковым русское искусство не потеряло своей ценности. 

Государственная Третьяковская галерея, Инженерный корпус
Иван Цветков и его галерея. К 175-летию коллекционера
28 июля – 13 декабря

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+