18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Правила подводного чтения

№83
Материал из газеты

После того как лютеранскую Псалтырь XVII века подняли из воды, реставратор Центра имени Грабаря Евгения Мымрина провела с ней уникальную процедуру — восстановила, не расшивая книжный блок

Судно «Архангел Рафаил», построенное в немецком Любеке в 1693 году и затонувшее у Березовых островов Финского залива в 1724-м, просто кладезь сокровищ. 

Специалисты Центра подводных исследований (ЦПИ) Российского географического общества заинтересовались старыми записями из архива Военно-морского флота — по ним выходило, что некий корабль с грузом контрабанды затерло льдами неподалеку от берега, команда спаслась. И действительно, в 2003 году судно нашли. В результате дрейфа ледового поля его потащило на каменистую банку, оно получило пробоину и затонуло. Вначале корабль лежал неглубоко, местные крестьяне ныряли и снимали с него груз, но потом ушел на глубину 13–14 м, где его затянуло илом. 

В 2014 году ЦПИ начал подводные раскопки объекта, соблюдая главное правило археолога — не брать то, что не можешь сохранить. Башмак, варежка, ящик с инструментами для чистки ружей, а потом и вовсе уникальные находки — повседневный кафтан и штаны — были подняты с глубины. Кафтан со штанами передали в Эрмитаж, там реставраторы смогли отмыть их от дегтя, который, разлившись, спас старинные предметы гардероба от разрушения, и придать им экспозиционный вид.

Но это не все. В 2017 году со дна достали комок слипшейся бумаги с приклеившимся сверху потрошеным угрем из рациона экипажа. Угорь своим жиром пропитал странички, хотя главная роль в их спасении принадлежала самой балтийской воде. Она темная, малосоленая и холодная, что способствует сохранению материалов, которые обычно в воде легко разрушаются. Подводный археолог-реставратор ЦПИ Роман Прохоров, а затем художник-реставратор высшей категории Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Грабаря (ВХНРЦ) Евгения Мымрина разработали технологию восстановления подобных объектов, начиная с транспортировки книги в растворе спирта и холодильной камере и заканчивая очисткой в ультразвуковой ванне. Также важен был выбор метода просушивания и разделения сцементированного осадочными отложениями книжного блока. Странички Нового Завета — а это был он, — спасли и передали в Музей истории Кронштадта.

Однако и на этом сюрпризы не закончились. В 2019 году, ко всеобщему удивлению, на «Архангеле Рафаиле» нашли целую книгу, сохранившую обтянутую кожей деревянную обложку и шитье блока, толстый кирпичик карманного формата примерно в 500 листов. «Текст Псалтыри напечатан на немецком языке, и в текущем состоянии ее трудно читать невооруженным глазом», — рассказывал Роман Прохоров, первым державший находку в руках. Однако удалось разобрать год — 1692, а также издательство — Каспара Хольвейна.

«Перед нами стояла задача придумать такой способ расцементирования, разъединения листов, чтобы не нарушить целостность шитья книжного блока, — объясняет Евгения Мымрина. — Сначала размышляли о применении вакуумной сублимационной сушки в специализированной камере (через заморозку). Таким способом, например, просушивали книги, пострадавшие при тушении пожара из фондов ИНИОН (Институт научной информации по общественным наукам. — TANR). Метод основан на резком изменении температуры — сильном вымораживании. Но наш объект и так претерпел немало испытаний, пролежав 300 лет под водой. В результате от сублимационной сушки решено было отказаться: резкие перепады температуры могли быть губительны для бумаги».

К счастью, у Евгении Мымриной и реставраторов ВХНРЦ уже был опыт работы с вышеописанными листочками из Библии. Тряпичная бумага немецких книг XVII века оказалась качественной и прочной, а печать — очень четкой. Традиционная реставрация подразумевает полный демонтаж книги и обработку по отдельным листам с последующим их сшиванием в книжный блок. Однако в случае Псалтыри решили сохранить целостность книги в том виде, какой она до нас дошла, не расплетая, оставив аутентичное шитье блока. 

«Был разработан метод промывания в боксе с отверстиями на разных высотах, через которые постоянно подавалась фильтрованная вода, — говорит реставратор. — Остатки ила, водорослей, песка дополнительно удаляли мягкими кистями. Книжный блок помещался несколько раз в боксы с водно-спиртовым раствором различной концентрации. Затем каждый лист просушивался методом конвективной (воздушной) сушки в сочетании с диффузионной сушкой путем прокладывания книжных страниц фильтровальной бумагой. Просушенные доски обложки установлены на место, на них вернули оригинальную переплетную кожу. Заново изготовили только отсутствующие элементы металлических замков — они нужны, чтобы не давать блоку деформироваться».

Псалтырь будет передана в Музей истории Кронштадта. 

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин
20.06.2024
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
5
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
В Музее Москвы идет выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Мы поговорили с ее сокуратором Надеждой Плунгян о создании этого и других проектов, написании книг, а также об особенностях восприятия гендера в России сегодня
17.06.2024
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
Экспозиция в музее «Полторы комнаты» из подлинных восточных предметов выстроена вокруг стихотворения «Письма династии Минь» и семейных воспоминаний Бродских
19.06.2024
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+