18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Правила подводного чтения

№83, июль-август 2020
№83
Материал из газеты

После того как лютеранскую Псалтырь XVII века подняли из воды, реставратор Центра имени Грабаря Евгения Мымрина провела с ней уникальную процедуру — восстановила, не расшивая книжный блок

Странички Нового Завета, поднятые со дна в 2017 году. Фото: ВХНРЦ
Странички Нового Завета, поднятые со дна в 2017 году.
Фото: ВХНРЦ

Судно «Архангел Рафаил», построенное в немецком Любеке в 1693 году и затонувшее у Березовых островов Финского залива в 1724-м, просто кладезь сокровищ. 

Специалисты Центра подводных исследований (ЦПИ) Российского географического общества заинтересовались старыми записями из архива Военно-морского флота — по ним выходило, что некий корабль с грузом контрабанды затерло льдами неподалеку от берега, команда спаслась. И действительно, в 2003 году судно нашли. В результате дрейфа ледового поля его потащило на каменистую банку, оно получило пробоину и затонуло. Вначале корабль лежал неглубоко, местные крестьяне ныряли и снимали с него груз, но потом ушел на глубину 13–14 м, где его затянуло илом. 

В 2014 году ЦПИ начал подводные раскопки объекта, соблюдая главное правило археолога — не брать то, что не можешь сохранить. Башмак, варежка, ящик с инструментами для чистки ружей, а потом и вовсе уникальные находки — повседневный кафтан и штаны — были подняты с глубины. Кафтан со штанами передали в Эрмитаж, там реставраторы смогли отмыть их от дегтя, который, разлившись, спас старинные предметы гардероба от разрушения, и придать им экспозиционный вид.

Первоначальное состояние Псалтыри, найденной в 2019 году. Фото: ВХНРЦ
Первоначальное состояние Псалтыри, найденной в 2019 году.
Фото: ВХНРЦ

Но это не все. В 2017 году со дна достали комок слипшейся бумаги с приклеившимся сверху потрошеным угрем из рациона экипажа. Угорь своим жиром пропитал странички, хотя главная роль в их спасении принадлежала самой балтийской воде. Она темная, малосоленая и холодная, что способствует сохранению материалов, которые обычно в воде легко разрушаются. Подводный археолог-реставратор ЦПИ Роман Прохоров, а затем художник-реставратор высшей категории Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Грабаря (ВХНРЦ) Евгения Мымрина разработали технологию восстановления подобных объектов, начиная с транспортировки книги в растворе спирта и холодильной камере и заканчивая очисткой в ультразвуковой ванне. Также важен был выбор метода просушивания и разделения сцементированного осадочными отложениями книжного блока. Странички Нового Завета — а это был он, — спасли и передали в Музей истории Кронштадта.

Однако и на этом сюрпризы не закончились. В 2019 году, ко всеобщему удивлению, на «Архангеле Рафаиле» нашли целую книгу, сохранившую обтянутую кожей деревянную обложку и шитье блока, толстый кирпичик карманного формата примерно в 500 листов. «Текст Псалтыри напечатан на немецком языке, и в текущем состоянии ее трудно читать невооруженным глазом», — рассказывал Роман Прохоров, первым державший находку в руках. Однако удалось разобрать год — 1692, а также издательство — Каспара Хольвейна.

«Перед нами стояла задача придумать такой способ расцементирования, разъединения листов, чтобы не нарушить целостность шитья книжного блока, — объясняет Евгения Мымрина. — Сначала размышляли о применении вакуумной сублимационной сушки в специализированной камере (через заморозку). Таким способом, например, просушивали книги, пострадавшие при тушении пожара из фондов ИНИОН (Институт научной информации по общественным наукам. — TANR). Метод основан на резком изменении температуры — сильном вымораживании. Но наш объект и так претерпел немало испытаний, пролежав 300 лет под водой. В результате от сублимационной сушки решено было отказаться: резкие перепады температуры могли быть губительны для бумаги».

Псалтырь после реставрации. Фото: ВХНРЦ
Псалтырь после реставрации.
Фото: ВХНРЦ

К счастью, у Евгении Мымриной и реставраторов ВХНРЦ уже был опыт работы с вышеописанными листочками из Библии. Тряпичная бумага немецких книг XVII века оказалась качественной и прочной, а печать — очень четкой. Традиционная реставрация подразумевает полный демонтаж книги и обработку по отдельным листам с последующим их сшиванием в книжный блок. Однако в случае Псалтыри решили сохранить целостность книги в том виде, какой она до нас дошла, не расплетая, оставив аутентичное шитье блока. 

«Был разработан метод промывания в боксе с отверстиями на разных высотах, через которые постоянно подавалась фильтрованная вода, — говорит реставратор. — Остатки ила, водорослей, песка дополнительно удаляли мягкими кистями. Книжный блок помещался несколько раз в боксы с водно-спиртовым раствором различной концентрации. Затем каждый лист просушивался методом конвективной (воздушной) сушки в сочетании с диффузионной сушкой путем прокладывания книжных страниц фильтровальной бумагой. Просушенные доски обложки установлены на место, на них вернули оригинальную переплетную кожу. Заново изготовили только отсутствующие элементы металлических замков — они нужны, чтобы не давать блоку деформироваться».

Псалтырь будет передана в Музей истории Кронштадта. 

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+