Как пожар помог в восстановлении обгоревших книг

№47, октябрь 2016
№47
Материал из газеты

За 12 лет веймарская Библиотека герцогини Анны-Амалии спасла около полумиллиона страниц

MARTIN SCHUTT /PICTURE-ALLIANCE /DPA/AP IMAGES
MARTIN SCHUTT /PICTURE-ALLIANCE /DPA/AP IMAGES

В 2004 году, через десять дней после пожара в Библиотеке герцогини Анны-Амалии, почти полностью уничтожившего бесценную сокровищницу немецкой национальной культуры, газета Berliner Zeitung написала, что собрание «не подлежит восстановлению» и «глупо» пытаться вернуть к жизни сгоревшие книги.

Но в веймарской библиотеке сочли иначе: все, что может быть спасено, должно быть спасено. Около 50 тыс. книг сгорели дотла и утрачены навсегда — но еще 118 тыс. экземпляров удалось сохранить. К началу 2016 года из них отреставрировано уже 95 660 томов. О труде реставраторов рассказывает постоянная экспозиция, открытая в библиотеке в этом году.

«У любой реставрационной мастерской перед такими объемами опустились бы руки, — говорит директор Библиотеки герцогини Анны-Амалии Михаэль Кнохе. — Но мы сотрудничали со множеством реставрационных организаций по всему миру, и при этом нам удалось не уронить уровень качества. Эта беспрецедентная по масштабу работа изменила представления, существовавшие в мире книжной реставрации».

Пожар 2 сентября 2004 года, случившийся из-за неисправности старой электропроводки, охватил историческое здание библиотеки вместе со знаменитым залом Рококо, внесенным в список культурного наследия ЮНЕСКО, незадолго до начала давно планировавшегося ремонта. В числе пострадавших и уничтоженных сокровищ оказались музыкальные коллекции Анны-Амалии и дочери Павла I великой княгини Марии Павловны, а также редкая коллекция иудаики и 37 живописных полотен XVII–XIX веков.

В ту трагическую ночь пожарные, работники библиотеки и волонтеры, выстроившись в живую цепочку, смогли спасти тысячи книг. Сорок семь тонн обгоревших томов было перевезено в Лейпцигский центр книжной реставрации, где их обернули и высушили. Выложенные в ряд, поврежденные книги растянулись бы на целых 3 км. Обложки 37 тыс. экземпляров пострадали от огня и воды, 56 тыс. — от дыма либо еще раньше были повреждены защищающими древесину химикатами и коррозией. От 25 тыс. экземпляров остались только обгоревшие фрагменты.

В 2004 году восстановить их почерневшие останки, «пепельные книги», не представлялось возможным из-за огромного объема ручного труда, которого потребовала бы эта работа, но на сегодняшний день восстановлено больше половины из 1,2 млн страниц. Веймарская библиотека запатентовала придуманную ее реставраторами технологию: несколько поврежденных хрупких листов можно одновременно подвергнуть влажной восстановительной обработке и одновременно же поместить в компрессионный картридж.

На выставке в библиотеке показано, что происходит с бумагой, кожей и пергаменом под воздействием воды, высокой температуры и огня. Различные реставрационные техники демонстрируются с использованием книг, их фрагментов и видео.
Восстановление здания библиотеки, заново открывшегося уже в 2007 году, стоило €13 млн. Реставрация книг обойдется дороже и продлится гораздо дольше. К концу 2015 года удалось собрать €40,5 млн из необходимых €67 млн. По оценкам библиотеки, чтобы завершить восстановление «пепельных книг» и консервацию особенно сильно пострадавших уникальных музыкальных рукописей, понадобится еще не менее восьми лет. 

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
4
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.
30.11.2021
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+