18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Вновь обретенный амстердамский мурал Кита Харинга останется на стене

№83
Материал из газеты

За несколько недель специалисты готовы восстановить утраченные фрагменты произведения, созданного художником «в спонтанном порыве»

Вдохновленные успешным опытом восстановления уличных муралов Кита Харинга (1958–1990) в других городах, реставраторы намерены вскоре приступить к работе над его амстердамским произведением 1986 года, страдающим от значительных утрат красочного слоя. Местные активисты призывают отреставрировать мурал с момента его раскрытия в 2018 году.

Харинг всегда стремился, чтобы его искусство было как можно более доступно широкой публике. Это произведение он создал, прибыв в Амстердам на свою первую персональную выставку в Стеделейк-музее. В свойственной ему манере, как рассказывает независимый реставратор из США Уилл Шэнк, который вместе с итальянским коллегой Антонио Равой надеется провести реставрацию рисунка, «Харинг потребовал в спонтанном порыве: „Кто-нибудь, найдите мне стену!“». 

Подходящая кирпичная стена нашлась на территории Центрального рынка, в этом здании тогда размещались фонды Стеделейк-музея. «Потом он сказал: „Кто-нибудь, найдите мне краску!“», — продолжает Шэнк. Создавая уличные работы, Харинг полагался на первые попавшиеся материалы; в том случае речь шла об алкидной краске на масляной основе, «которая недолго держится под открытым небом». 

По словам Шэнка, художник нанес линию титановых белил прямо на кирпичную поверхность без подготовительных набросков. Получившийся рисунок размером 12х15 м не вполне типичен для художника: он изображает существо с головой собаки, телом гусеницы, человеческими руками и рыбьим хвостом, оседланное фирменным харинговским человечком. «У него невероятно уверенная линия, он никогда не делал ошибок», — говорит Шэнк, имеющий за плечами опыт реставрации муралов Харинга в Париже и Пизе.

Однако, «как рассказывают свидетели, наносить краску Харингу было сложно из-за промозглой погоды». По оценкам реставратора, белая линия не закрепилась на 20% поверхности, и теперь эти участки предстоит восстановить. Задача усложняется тем, что стена сложена из двух видов кирпича, красного и желтого, причем желтый менее пористый, и краска на нем сохранилась хуже. «Мы будем экспериментировать с разными типами краски, чтобы подобрать ту, которая хорошо держится на обоих типах кирпичей», — объясняет Шэнк. После реконструкции на красочный слой нанесут водоотталкивающее покрытие, чтобы защитить произведение от дождя, сажи и ультрафиолета. После продажи в 1994 году в здании оборудовали холодильный продуктовый склад, стены с внешней стороны покрыли алюминиевой обшивкой, которая полностью скрыла мурал. Зато, по словам Равы, «металлический щит практически полностью защищал работу» на протяжении десятилетий.

Интерес к муралу возник в 2014 году, когда нидерландская граффити-художница Эйлин Миддел, работающая под псевдонимом Mick La Rock, обнаружила рисунок на фотографии и заинтересовалась его судьбой. Заручившись поддержкой Фонда Кита Харинга, арт-дилера Оливье Вароссье и Стеделейк-музея, она запустила общественную кампанию, и в 2018 году обшивку сняли.

Реставрацию стоимостью €180 тыс. в равных долях оплачивают Фонд Харинга, городские власти Амстердама и фудмаркет Marktkwartier, к которому теперь относится здание. «Мне особенно нравится в этом проекте то, что он стал возможен в результате инициативы снизу, — говорит Шэнк. — Люди в Амстердаме сказали: „Верните нам наш мурал“. И смогли донести до собственников, какое сокровище находится в их руках».  

Узнать больше о герое богемного Нью-Йорка 1980-х можно, посмотрев фильм-открытие Beat Film Festival «Кит Харинг: вундеркинд стрит-арта» в ночь с 31 июля на 1 августа в «Каро Октябрь».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+