18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Итальянские формы в кастильской раскраске

№83
Материал из газеты

Творчество мастера XVI века Алонсо Берругете получало признание по мере того, как ослабевала антипатия к раскрашенной скульптуре

До недавнего времени великий кастильский живописец и скульптор Алонсо Берругете (около 1488 — 1561) оставался не признанным за пределами родины, хотя его и знали в узком кругу ученых-испанистов. Джонатан Браун в предисловии к этой книге называет его «самым недооцененным европейским художником XVI века». Между тем звезда Берругете когда-то ярко сияла на испанском небосклоне. Ювелир Хуан де Арфе, его более молодой современник, полагал, что Берругете «искоренял варварство, существовавшее в Испании».

Книга, посвященная Берругете, призвана вернуть ему былую славу. Появление этого издания приурочивалось к персональной выставке художника, которая успела пройти в Национальной художественной галерее в Вашингтоне, но из-за пандемии коронавируса была отложена в Музее Мидоуза в Далласе. Строго говоря, книга не является каталогом выставки, а, скорее, представляет собой монографию, которая состоит из очерков, написанных рядом выдающихся ученых, включая самих ее редакторов — Клода Дугласа Дикерсона III и Марка Макдоналда. Лишь в конце приведен краткий перечень взятых на выставку произведений.

Тот факт, что работы Берругете прежде не считались значимыми среди неиспанских зрителей, объясняется двумя особенностями творчества художника. Первая и главная заключается в том, что большинство его скульптур полихромные. Вторая — в том, что его искусство, несомненно, относится к итальянскому Возрождению, а это означает, что его работы можно было рассматривать как производные от итальянских. С воцарением классицизма раскрашенная скульптура подчас оставалась без внимания, в том числе испанские полихромные произведения, обычно еще и позолоченные. Современным же зрителям стоит учитывать, что Берругете привнес в испанскую скульп­туру монументальность и придал особую яркость ренессансным формам, которые изучал в Италии.

Он провел там около 12 лет, с 1506 по 1518 год. Во Флоренции встречался с Микеланджело, какое-то время жил в Риме и, возможно, в Неаполе. В его работах можно проследить источники итальянского влияния, а также воздействие классической скульптуры, в частности статуи «Лаокоон и его сыновья», обнаруженной во время раскопок в 1506 году. Вернувшись в Испанию, Берругете получал крупные заказы на полихромные позолоченные произведения в алтаре, например запрестольные образы для монастыря Сан-Бенито эль-Реаль в Вальядолиде, законченные в 1533 году. Эти образы наряду с деревянной скульптурой включали и живопись.

В очерке Мануэля Ариаса Мартинеса описаны обстановка в Испании, сопутствовавшая созданию полихромных запрестольных образов, и их значение для церквей и соборов. Дафне Барбур в своей статье обсуждает практические стороны вопроса, объясняя технику полихромии, золочения и резьбы по дереву. Еще Берругете занимался резьбой по алебастру и ваял из мрамора, что подробно описывается в очерке Хулии Васкес. Статья Марка Макдоналда включает в себя компактный каталог-резоне из 35 рисунков, атрибутированных мастеру или его мастерской, что обеспечивает крепкую основу для дальнейших исследований.

Разумеется, по-настоящему творчество Берругете можно оценить только на месте, в Толедо или Вальядолиде. Но книга, несомненно, привлечет к фигуре этого художника дополнительное внимание — как академической, так и самой широкой аудитории.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+