18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Еще год без Политеха

Полное завершение реконструкции и ввод в строй Политехнического музея в Москве отложены как минимум до следующего лета

Здание Политехнического музея на Лубянской площади. Фото: Политехнический музей
Здание Политехнического музея на Лубянской площади.
Фото: Политехнический музей

Открытие исторического здания на Лубянской площади перенесено на 2021 год — сообщила пресс-служба Политехнического музея. Ранее планировалось, что музей будет сдаваться в эксплуатацию поэтапно на протяжении 2020 года, а первых посетителей готовились принять в декабре. «Но жизнь внесла свои коррективы в наши планы, — говорится в сообщении пресс-службы. — Совместно с Министерством культуры РФ, попечителями и партнерами команда Политеха продолжает активную подготовку к запуску и усиленно работает над тем, чтобы открытие музея, которого все так ждут, состоялось к лету 2021 года».

Среди причин, заставивших в очередной раз изменить планы, названа пандемия COVID-19. Хотя нынешний перенос даты открытия отнюдь не первый: срок окончания реконструкции с реставрацией сдвигался уже несколько раз начиная с 2016 года. Объективности ради стоит заметить, что речь идет не о косметическом ремонте, а о внушительной архитектурной перепланировке — не только самого здания, построенного в 1877 году, но и городской среды вокруг него. Конкурс на проект реконструкции этой территории в 2011 году выиграл японский архитектор Дзюнья Исигами, обладатель «Золотого льва» Венецианской биеннале. Он предложил концепцию «музейного парка», подразумевавшую перетекание подземных галерей в наземную пешеходную зону с амфитеатром, предназначенным для публичных событий, и зелеными насаждениями. За адаптацию замысла к московским реалиям взялось бюро Wowhaus. Реконструкция началась в 2013 году, а музей временно обосновался на других площадках — на ВДНХ и на территории технополиса «Москва» в Зеленограде.

Несмотря на основательную модернизацию прилегающих общественных пространств и самой музейной начинки, фасады исторического здания не должны были претерпеть больших изменений, поскольку с 1991 года Политех обладает статусом особо ценного объекта культурного наследия Российской Федерации. К реставрационной части работ, экстерьерных и интерьерных, привлечены сотни специалистов. Например, еще в сентябре 2019-го завершилась реставрация северного фасада, где были восстановлены утраченные в 1930-е годы элементы декора — горельеф с изображением Георгия Победоносца и панно из триптиха «Аллегория хозяйственного труда». Обещано восстановление и легендарной Большой аудитории, когда-то собиравшей аншлаги на выступлениях футуристов и поэтов эпохи оттепели. Тем не менее бережное отношение к историческому антуражу не исключало капитальных переделок — от замены фундамента (новый залегает гораздо глубже прежнего) до увенчания внутренних дворов стеклянными куполами.

Переустройство формы повлечет за собой и изменения в содержании. Вместо привычного научно-технического музея, демонстрирующего коллекцию раритетов, предполагается создание музейно-просветительского центра. Хотя историческая часть постоянной экспозиции здесь не отменяется, акцент все же предполагается сделать на интерактивности, цифровых форматах и действующих лабораториях. Причем, по сообщению пресс-службы музея, концепция совершенствовалась вплоть до самого последнего времени — и особенно активно в период самоизоляции. «Политех полностью пересмотрел подход к публичной и образовательной программе, планы по запуску цифровых проектов, работу команды и многое другое. Мы успешно перевели в онлайн проект „Университет детей“ и инклюзивную программу „Разные люди — новый музей“», — гласит пресс-релиз.

Ожидается, что уже нынешним летом будут запущены новый сайт и мобильное приложение Политеха, а в начале осени музей представит обновленную версию образовательной онлайн-платформы и расскажет о предстоящей публичной программе.

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
3
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
4
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
Чтобы безвозмездно расстаться со своими художественными богатствами, нужно потратить немало времени, сил и даже денег. В США процедуры музейного дарения превратились в особую финансово-юридическую отрасль, которая существует по собственным законам
01.02.2023
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
5
Новым директором Третьяковской галереи назначена Елена Проничева
Зельфира Трегулова, возглавлявшая главный музей национального искусства восемь лет, покидает должность в связи с истечением срока трудового договора
09.02.2023
Новым директором Третьяковской галереи назначена Елена Проничева
6
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
7
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+