Еще год без Политеха

Полное завершение реконструкции и ввод в строй Политехнического музея в Москве отложены как минимум до следующего лета

Здание Политехнического музея на Лубянской площади. Фото: Политехнический музей
Здание Политехнического музея на Лубянской площади.
Фото: Политехнический музей

Открытие исторического здания на Лубянской площади перенесено на 2021 год — сообщила пресс-служба Политехнического музея. Ранее планировалось, что музей будет сдаваться в эксплуатацию поэтапно на протяжении 2020 года, а первых посетителей готовились принять в декабре. «Но жизнь внесла свои коррективы в наши планы, — говорится в сообщении пресс-службы. — Совместно с Министерством культуры РФ, попечителями и партнерами команда Политеха продолжает активную подготовку к запуску и усиленно работает над тем, чтобы открытие музея, которого все так ждут, состоялось к лету 2021 года».

Среди причин, заставивших в очередной раз изменить планы, названа пандемия COVID-19. Хотя нынешний перенос даты открытия отнюдь не первый: срок окончания реконструкции с реставрацией сдвигался уже несколько раз начиная с 2016 года. Объективности ради стоит заметить, что речь идет не о косметическом ремонте, а о внушительной архитектурной перепланировке — не только самого здания, построенного в 1877 году, но и городской среды вокруг него. Конкурс на проект реконструкции этой территории в 2011 году выиграл японский архитектор Дзюнья Исигами, обладатель «Золотого льва» Венецианской биеннале. Он предложил концепцию «музейного парка», подразумевавшую перетекание подземных галерей в наземную пешеходную зону с амфитеатром, предназначенным для публичных событий, и зелеными насаждениями. За адаптацию замысла к московским реалиям взялось бюро Wowhaus. Реконструкция началась в 2013 году, а музей временно обосновался на других площадках — на ВДНХ и на территории технополиса «Москва» в Зеленограде.

Несмотря на основательную модернизацию прилегающих общественных пространств и самой музейной начинки, фасады исторического здания не должны были претерпеть больших изменений, поскольку с 1991 года Политех обладает статусом особо ценного объекта культурного наследия Российской Федерации. К реставрационной части работ, экстерьерных и интерьерных, привлечены сотни специалистов. Например, еще в сентябре 2019-го завершилась реставрация северного фасада, где были восстановлены утраченные в 1930-е годы элементы декора — горельеф с изображением Георгия Победоносца и панно из триптиха «Аллегория хозяйственного труда». Обещано восстановление и легендарной Большой аудитории, когда-то собиравшей аншлаги на выступлениях футуристов и поэтов эпохи оттепели. Тем не менее бережное отношение к историческому антуражу не исключало капитальных переделок — от замены фундамента (новый залегает гораздо глубже прежнего) до увенчания внутренних дворов стеклянными куполами.

Переустройство формы повлечет за собой и изменения в содержании. Вместо привычного научно-технического музея, демонстрирующего коллекцию раритетов, предполагается создание музейно-просветительского центра. Хотя историческая часть постоянной экспозиции здесь не отменяется, акцент все же предполагается сделать на интерактивности, цифровых форматах и действующих лабораториях. Причем, по сообщению пресс-службы музея, концепция совершенствовалась вплоть до самого последнего времени — и особенно активно в период самоизоляции. «Политех полностью пересмотрел подход к публичной и образовательной программе, планы по запуску цифровых проектов, работу команды и многое другое. Мы успешно перевели в онлайн проект „Университет детей“ и инклюзивную программу „Разные люди — новый музей“», — гласит пресс-релиз.

Ожидается, что уже нынешним летом будут запущены новый сайт и мобильное приложение Политеха, а в начале осени музей представит обновленную версию образовательной онлайн-платформы и расскажет о предстоящей публичной программе.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+