18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Стареющее цифровое искусство должно меняться, чтобы остаться

Реставраторы вместе с программистами пытаются обновить устаревшие интернет-произведения и сделать их совместимыми с современными браузерами

За последние два десятилетия цифровой мир решительно изменился. Конечно, это прекрасно: прошли времена мучительно медленных загрузок и графики с низким разрешением. Но какая судьба ждет онлайн-искусство минувшего? Сайты и приложения, созданные с использованием устаревшего инструментария, подвержены явлению, известному как «деградация данных». В случае раннего интернет-искусства это означает, что безвозвратной утраты можно избежать только при помощи своеобразной «реставрации».

В коллекции Музея Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке есть три такие «сетевые работы». Реставраторы музея с 2014 года сотрудничают с факультетом информатики Нью-Йоркского университета, студентам которого предлагают принять участие в анализе и сохранении произведений компьютерного искусства. Два из них, одно из которых датируется 1998–1999 годами, а другое 2002-м, прошли реновацию в 2017–2018 годах. Работа над третьим — net.flag (2002) Марка Нейпира — началась в марте 2019 года и завершилась недавно.

Идея net.flag заключается в том, чтобы дать пользователям возможность создавать собственные цифровые знамена на основе цветов и элементов существующих государственных флагов. В оригинальную версию работы вошли флаги почти 60% стран, признанных ООН по состоянию на 2002 год. Марк Нейпир с помощниками проанализировал каждый из них, определил правильные цвета и пропорции отдельных элементов и снабдил текстовыми комментариями, объясняющими приписываемое им значение. Пользователи могут посмотреть версии своих предшественников, а также сохранить и выложить собственные творения.

Вместе с автором net.flag и кураторами Музея Гуггенхайма студенты Нью-Йоркского университета проанализировали код работы. Оказалось, что изначально она написана на основе Java-апплетов — программ, которые не поддерживаются сегодняшними интернет-браузерами. Процессом переноса произведения на современный язык программирования Javascript руководили компьютерный специалист Эмма Диксон и профессор Дина Энгельс, ведущая в Нью-Йоркском университете практические курсы информатики.

Лина Стрингари, заместитель директора и старший реставратор Фонда Соломона Р. Гуггенхайма, полагает, что одна из главных трудностей цифровой реставрации заключается в том, что, с одной стороны, нужно сохранить оригинальный характер произведения, а с другой — необходимо признать: чтобы выжить, оно просто обязано развиваться. «Найти баланс очень непросто», — добавляет Стрингари. И хотя код net.flag восстановили в сходном «стиле» и суть работы осталась прежней, некоторые его аспекты все-таки изменились.

Автор захотел, чтобы в новую версию вошли флаги всех стран, включая такие недавно признанные государства, как Южный Судан. «Было бы глупо выставлять работу, посвященную флагам мира, и не включить их все — это неизбежно означало бы фаворитизм, колониализм или что-то в этом роде», — считает Марк Нейпир. Кроме того, в ходе консервации рваные края старых цифровых изображений сделали более гладкими и добавили нелатинские текстовые кодировки, в том числе для арабского и китайского языков.

Марк Нейпир уже провел реновацию многих своих произведений, так что он сознает, что сетевое искусство требует постоянного внимания. «Ничто не вечно, вопрос прежде всего в том, как долго произведение остается актуальным, — говорит он. — Живопись реставрируют, потому что она по-прежнему важна людям. Я надеюсь, что net.flag будет существовать, пока не потеряет актуальность, и думаю, что в нынешнем политическом климате он все еще важен. Это произведение по-прежнему говорит об интернете как о пространстве межплеменных войн за территорию».

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
5
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
6
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
7
Сергей Коненков: место на пьедестале
150-летие скульптора Сергея Коненкова заставляет пристальнее всмотреться в его богатую крутыми поворотами и тайнами биографию и по-новому оценить работы
26.09.2024
Сергей Коненков: место на пьедестале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+