18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Первую за рубежом выставку Ивана Клюна покажут в Салониках

Музей искусства модернизма MOMus в греческих Салониках в октябре откроет выставку Ивана Клюна, соратника Малевича, представляющую работы из коллекции Георгия Костаки

Выставка «Иван Клюн. Трансцендентные пейзажи, летающие скульптуры, световые сферы», организованная MOMus при поддержке Heritage Art Foundation, откроется в Салониках 10 октября. Она проследит все этапы творческого пути, от начала ХХ века до конца 1930-х, одного из самых ярких героев русского авангарда. Иван Васильевич Клюн (настоящая фамилия — Клюнков, 1873–1943) родился в крестьянской семье, самостоятельно начал заниматься искусством и долгое время вынужден был совмещать свое увлечение со службой бухгалтером. В 1907 году в Москве познакомился с Казимиром Малевичем, которого считал своим учителем, хотя был старше него на шесть лет. Вместе с Малевичем Иван Клюн прошел все главные «измы» начала ХХ века: импрессионизм, символизм, кубофутуризм и, наконец, супрематизм. Клюн участвовал во многих важнейших выставках и манифестациях русского авангарда, создал свою версию беспредметной живописи, построенную на сферических формах, много экспериментировал с трехмерными объектами, став автором одной из первых движущихся скульптур — мобилей, активно преподавал во Вхутемасе.

В музее в Салониках хранится крупнейшее собрание Ивана Клюна, около 400 единиц хранения. Это и произведения художника, и архивные документы: письма, фотографии, рукописи, литографии, сделанные для изданий футуристов, учебные материалы, редкие рисунки, позволяющие составить представление о некоторых из его утраченных работ.

Напомним, что богатейшая коллекция русского авангарда была выкуплена у наследников легендарного коллекционера Георгия Костаки греческим правительством в 2000 году за $40 млн. Другую часть своей коллекции, несколько сотен работ, коллекционер передал в 1977 году, перед тем как покинуть СССР, в дар Третьяковской галерее. По словам директора MOMus Марии Цанцаноглу, внутри большой коллекции содержатся отдельные собрания выдающихся художников, в том числе собрание работ Ивана Клюна. Несколько лет назад государственный музей в Салониках был реорганизован и коллекция Костаки была выделена в особое направление с целью привлечь больше внимания зрителей и специалистов. Созданный попечительский совет музея возглавила Кристина Краснянская (Heritage Art Foundation). Музей сделал ставку на персональные выставки важных фигур, первой стала ретроспектива Любови Поповой в прошлом году. В 2019 году Государственный музей современного искусства — Коллекция Костаки (MOMus) стал лауреатом Премии The Art Newspaper Russia как «музей года» за усилия по продвижению русского авангарда на мировой сцене.

Первая посмертная выставка Ивана Клюна прошла в Курчатовском институте атомной энергии в Москве в 1972 году, вторая — в 1996 году в Третьяковской галерее. «Иван Клюн. Трансцендентные пейзажи, летающие скульптуры, световые сферы» в Салониках станет первой большой выставкой художника за рубежом.

Презентация выставки Ивана Клюна состоялась на благотворительном онлайн-арт-ужине, устроенном международной арт-галереей «Эритаж» при поддержке Fragment art club. Ужин от ресторана «Пифагор» и Александра Раппопорта назывался «От Сократа до Костаки» и собрал несколько десятков видных российских коллекционеров.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
4
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
5
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
6
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
7
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Выставка «Не слитно, не раздельно» не про орфографию. Она посвящена Хорезмской экспедиции — советскому модернистскому проекту, в котором археологические исследования были одним из этапов преобразования природы и жизни
16.04.2025
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+