18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Собрание нонконформистов Леонида Талочкина переезжает в Третьяковку, вопреки воле коллекционера

East-New
East-New

Его вдова считает, что там будут лучшие условия, чем в Российском государственном гуманитарном университете, где хранилась коллекция.

Вдова коллекционера Леонида Талочкина Татьяна Вендельштейн заявила о расформировании музея «Другое искусство» при Российском государственном гуманитарном университете. Леонид Талочкин (1936–2002), инженер-конструктор, обладал одной из крупнейших коллекций русского искусства 1950–1980-х годов. По словам вдовы, «у него была очень высокая планка и совершенно утопическая идея составить своего рода культурологический срез времени, отразить его в своей коллекции , которое прямо тогда создавалось». В его собрании, насчитывающем около 2 тыс. работ, находятся уникальные произведения Оскара Рабина, Михаила Рогинского, Александра Косолапова и других, не менее крупных художников, причем очень малая доля — купленные произведения, так как многие он получал в дар. Музей «Другое искусство» при РГГУ, на тот момент одном из наиболее престижных московских вузов, был основан Леонидом Талочкиным в 1997 году, а в 2000-м открыт для изучения произведений студентами и популяризации советского андерграундного искусства. По словам хранителя и куратора «Другого искусства» Юлии Лебедевой, в личном разговоре Татьяна Вендельштейн сообщила о своем намерении расторгнуть договор временного хранения и передать коллекцию Государственной Третьяковской галерее, хотя сам коллекционер был против. Новость о расторжении контракта стала для работников музея сюрпризом: «Ничего такого мы не обсуждали, наоборот, были заявления о том, что мы постараемся сохранить музей». Это подтвердила и директор музея Ирина Баканова, добавившая, что незадолго до объявления о передаче коллекции Третьяковке, Татьяна Вендельштейн договаривалась с новым директором ГМИИ Мариной Лошак о перемещении собрания туда: «Татьяна Борисовна приходила по поводу того, чтобы коллекцию разместить в пушкинском музее, официально ее записать в книгу поступлений Пушкинского музея, но оставить в РГГУ экспозиционную часть. Буквально за месяц до этого Татьяна Борисовна приезжает в Пушкинский музей, Марина Лошак говорит да, и мы с ней обсуждаем, что мы бу дем думать о том, как ее экспонировать, какое прежде всего надо закупать оборудование и можно ли сделать климат». Сама вдова от комментариев о причинах изменения решения отказалась. В качестве возможной причины изъятия коллекции Лебедева назвала не совсем удовлетворительные условия хранения и финансирования, которые, она, впрочем, и не скрывала ранее: «Мы даже не могли издать каталог. Я ищу грант, но коллекция частная, и я должна это указать, все равно вскроется». Заведующий отделом новейших течений ГТГ Кирилл Светляков добавил, что во многом «Другому искусству» мешало отсутствие музейного статуса: «Это актовые залы, учебные залы, где висят работы и украшают стены, где в идеале должно было быть какоето изучение этих работ, но они даже не были отсняты, хотя договор предусматривал еще и съемку, хотя на это было 15 лет».

Однако заявления о 15 годах невыполнения условий неправомерны: по словам Ирины Бакановой, по разным причинам Татьяна Вендельштейн долгое время не могла вступить в право наследования, и работники музея «Другое искусство» на протяжение десяти лет ничего с произведениями сделать не могли ввиду отсутствия лица, с которым можно было бы подписывать документы. Кроме того, она добавила, что в РГГУ не было климата еще и потому, что руководство университета знало, что Леонид Прохорович соглашался на экспонирование коллекции без него, и поэтому университет рассматривал ситуацию как не очень удовлетворительную, но воз можную. «Не потому, что он не хотел привлекать спонсоров, а потому что энергетические мощности университета таковы, что поставить климатические установки было невозможно. Там, где можно было сделать климат, в хранении, он был сделан», — отмечает Баканова. Никаких юридических претензий к вдове Талочкина сотрудники музея не имеют, сожаление вызвало только то, что коллекция будет передана ГТГ до конца учебного года, несмотря на то что студенты разных факультетов изучают произведения, находящиеся в ней. Исследование коллекции, по словам Бакановой, велось все время ее нахождения в РГГУ. Юлия Лебедева же выказала опасение, что коллекция Леонида Талочкина просто растворится в собрании Третьяковской галереи. Однако Кирилл Светляков на будущую жизнь коллекции смотрит с оптимизмом: «В ноябре мы откроем вариант постоянной экспозиции с этими вещами. В конце года они уже будут в экспозиции. По крайней мере 60–70 работ туда войдут. У нашего отдела есть интерес увидеть вещи, которые уже находятся в коллекции, в контексте музея «Другое искусство», чтобы они встретились. У нас небольшая коллекция ассамбляжей, а у Леонида — замечательная, у нас нет Рогинского такого уровня, не говоря уже о том, что его Красная дверь — оригинал, а у нас это повтор. Так что, помимо того, что мы обеспечим им уход и сохранность, они начнут жить уже в другом контексте большой истории русского искусства и того собрания, которое у нас уже сложилось». - Д. П.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Рейтинг посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50
Мы публикуем рейтинги посещаемости российских музеев ежегодно начиная с 2013-го и воспринимаем их как статистическое отражение реальной ситуации в музейной сфере. Для наших музеев 2022 год оказался не худшим
04.05.2023
Рейтинг посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50
3
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
4
Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2022 год: топ-50
Топ-50 самых популярных российских выставок за 2022 год составлен на основании опроса, проведенного нашей редакцией. Во внимание принимались только художественные выставки или те, что содержали художественную составляющую
04.05.2023
Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2022 год: топ-50
5
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
6
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
7
Музейный рейтинг, обратная связь: ни к старому, ни к новому, а к приемлемому
Приоритеты, тренды, активности и другие перспективные формы работы отечественных музеев — в нашем обзоре
04.05.2023
Музейный рейтинг, обратная связь: ни к старому, ни к новому, а к приемлемому
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+