Марина Лошак: «Для нас важно, чтобы посетители чувствовали себя свободными, а не арестантами»

Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказала, как музей готовится к открытию для публики после коронавирусного карантина. Ожидается, что это произойдет 10 июля

Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Министерство культуры назначило Пушкинский первым музеем, где будет опробован новый, посткарантинный, режим работы. Оно дало вам какие-то рекомендации?

Мы работали и работаем совместно с Министерством культуры, чтобы создать новые протоколы музейной жизни. И с самого начала нашего ухода из жизни в «не жизнь» мы стали думать, как открываться. Очень много советовались с зарубежными коллегами. Мы разослали список вопросов директорам музеев, кураторам, историкам искусства, журналистам, которые пишут об искусстве, — всем, чье мнение для нас важно, чтобы с их помощью выстроить видение ситуации с открытием. Потом стали отслеживать, как ситуация развивается в уже открывшихся музеях. Первыми были немцы — мы связались с ними, получили от них подробный план их действий со всеми инфографиками, схемами движения. Потом нашли сталкеров в странах, где эти музеи открылись, и они писали нам свои впечатления как зрители. Все находятся в поле эксперимента, все стараются сделать так, чтобы посетителям было и удобно, и безопасно. Везде что-то получается, что-то нет. Многое зависит от того, какой это музей, — пока открылись в основном маленькие. При этом важно, что протокол запретов у всех общий, и у всех много сложностей.

Фото победителя челленджа ГМИИ им. А.С.Пушкина и группы «ИзоИзоляция» в Facebook теперь украшает фасад главного здания музея. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Фото: победителя челленджа ГМИИ им. А.С.Пушкина и группы «ИзоИзоляция» в Facebook теперь украшает фасад главного здания музея. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Люди пошли в открывшиеся музеи?

Пошли, но спокойно. У немцев посетителей немного, у французов несколько больше. Народ в музеи не бросился, как я думала: вот откроемся и заживем бурной жизнью. Сейчас все напуганы.

Фон для Zoom от Пушкинского музея. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Фон для Zoom от Пушкинского музея.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Вы примерили на себя зарубежный опыт — и как он вам подошел?

Это очень условная примерка. У каждого свой путь, своя архитектура здания. У нас она крайне сложная. Но мы отправили наш протокол в департамент музеев Министерства культуры, и была организована встреча с директорами крупнейших федеральных музеев, чтобы выработать общую позицию. Потом мы подумали, что хорошо бы, чтобы подразделения музеев создали платформы для коммуникации, для совместной выработки решений. И такая работа ведется. Так что музеи активно общаются. Но у нас остались наши собственные черти, свои сложности.

Выступление Юрия Башмета и камерного ансамбля «Солисты Москвы» на концерте  «Оптимистические выступления. Живой эфир» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: Фестиваль «Черешневый лес»
Выступление Юрия Башмета и камерного ансамбля «Солисты Москвы» на концерте  «Оптимистические выступления. Живой эфир» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: Фестиваль «Черешневый лес»

А в чем они?

Нам трудно разводить потоки, у нас нет подходящей для этого системы входа и выхода. Мы предполагаем, что все будут входить через главный вход, а выходить через служебный подъезд, и там мы будем следить, чтобы люди сохраняли дистанцию. Все сотрудники будут входить и выходить через отдельный подъезд с обратной стороны здания. И дальше все как полагается: онлайн-билеты по сеансам, перерывы между посещениями, разметка на входе — где стоять и в каком направлении двигаться, то же самое в залах. На всякий случай мы оставляем одну кассу, где можно будет купить билеты. Смотрители будут работать только допустимого возраста. Тех, кто старше, пока держим по домам.

Выставка «Тату. Более 3000 лет истории тату», которая продолжит свою работу после карантина. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Выставка «Тату. Более 3000 лет истории тату», которая продолжит свою работу после карантина.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

То есть вы не уволили смотрителей старше 65 лет?

Не уволили и постараемся не допустить этого. Сейчас трудно строить планы, ситуация меняется, и, может быть, к середине июля она будет менее тревожной. У нас есть четыре направления действий: навигация, дистанция, защитные средства (маски и перчатки можно будет купить по закупочной цене в музейных магазинах, если кто-то придет без них) и минимизация тактильных контактов. Мы хотим заменить ручные сканеры на стационарные, чтобы посетители могли сами сканировать свои билеты. Оставим открытыми максимальное количество дверей, но двери на вход в Галерею западного искусства будут закрыты, так как они сохраняют климат внутри. Поставим около них охранников, они будут открывать двери каждому посетителю. Аудиогидов и экскурсий первое время не будет. Но, если ситуация с эпидемией улучшится, может быть, сделаем экскурсии для семей, проживающих вместе, — такая практика есть в европейских музеях. Для нас важно не зажать посетителей, чтобы они чувствовали себя свободными, а не арестантами.

Защитная маска по мотивам картины Клода Моне «Белые кувшинки» из сувенирного интернет-магазина. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Защитная маска по мотивам картины Клода Моне «Белые кувшинки» из сувенирного интернет-магазина.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Откроетесь уже стоящими выставками?

Да, люди увидят выставки, которые смотрели только онлайн, — рисунков «От Дюрера до Матисса» и «Тату». Очевидно, мы будем увеличивать часы работы музея, чтобы все успели их посмотреть.

А можно спросить, есть ли у вас особенная маска для вернисажей?

Да, у меня есть исключительно красивый набор масок. Мы подготовили очень красивые маски на основе нашей японской коллекции, их можно купить в интернет-магазине.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+