Марина Лошак: «Для нас важно, чтобы посетители чувствовали себя свободными, а не арестантами»

Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказала, как музей готовится к открытию для публики после коронавирусного карантина. Ожидается, что это произойдет 10 июля

Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Министерство культуры назначило Пушкинский первым музеем, где будет опробован новый, посткарантинный, режим работы. Оно дало вам какие-то рекомендации?

Мы работали и работаем совместно с Министерством культуры, чтобы создать новые протоколы музейной жизни. И с самого начала нашего ухода из жизни в «не жизнь» мы стали думать, как открываться. Очень много советовались с зарубежными коллегами. Мы разослали список вопросов директорам музеев, кураторам, историкам искусства, журналистам, которые пишут об искусстве, — всем, чье мнение для нас важно, чтобы с их помощью выстроить видение ситуации с открытием. Потом стали отслеживать, как ситуация развивается в уже открывшихся музеях. Первыми были немцы — мы связались с ними, получили от них подробный план их действий со всеми инфографиками, схемами движения. Потом нашли сталкеров в странах, где эти музеи открылись, и они писали нам свои впечатления как зрители. Все находятся в поле эксперимента, все стараются сделать так, чтобы посетителям было и удобно, и безопасно. Везде что-то получается, что-то нет. Многое зависит от того, какой это музей, — пока открылись в основном маленькие. При этом важно, что протокол запретов у всех общий, и у всех много сложностей.

Фото победителя челленджа ГМИИ им. А.С.Пушкина и группы «ИзоИзоляция» в Facebook теперь украшает фасад главного здания музея. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Фото победителя челленджа ГМИИ им. А.С.Пушкина и группы «ИзоИзоляция» в Facebook теперь украшает фасад главного здания музея.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Люди пошли в открывшиеся музеи?

Пошли, но спокойно. У немцев посетителей немного, у французов несколько больше. Народ в музеи не бросился, как я думала: вот откроемся и заживем бурной жизнью. Сейчас все напуганы.

Фон для Zoom от Пушкинского музея. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Фон для Zoom от Пушкинского музея.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Вы примерили на себя зарубежный опыт — и как он вам подошел?

Это очень условная примерка. У каждого свой путь, своя архитектура здания. У нас она крайне сложная. Но мы отправили наш протокол в департамент музеев Министерства культуры, и была организована встреча с директорами крупнейших федеральных музеев, чтобы выработать общую позицию. Потом мы подумали, что хорошо бы, чтобы подразделения музеев создали платформы для коммуникации, для совместной выработки решений. И такая работа ведется. Так что музеи активно общаются. Но у нас остались наши собственные черти, свои сложности.

Выступление Юрия Башмета и камерного ансамбля «Солисты Москвы» на концерте  «Оптимистические выступления. Живой эфир» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: Фестиваль «Черешневый лес»
Выступление Юрия Башмета и камерного ансамбля «Солисты Москвы» на концерте  «Оптимистические выступления. Живой эфир» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: Фестиваль «Черешневый лес»

А в чем они?

Нам трудно разводить потоки, у нас нет подходящей для этого системы входа и выхода. Мы предполагаем, что все будут входить через главный вход, а выходить через служебный подъезд, и там мы будем следить, чтобы люди сохраняли дистанцию. Все сотрудники будут входить и выходить через отдельный подъезд с обратной стороны здания. И дальше все как полагается: онлайн-билеты по сеансам, перерывы между посещениями, разметка на входе — где стоять и в каком направлении двигаться, то же самое в залах. На всякий случай мы оставляем одну кассу, где можно будет купить билеты. Смотрители будут работать только допустимого возраста. Тех, кто старше, пока держим по домам.

Выставка «Тату. Более 3000 лет истории тату», которая продолжит свою работу после карантина. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Выставка «Тату. Более 3000 лет истории тату», которая продолжит свою работу после карантина.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

То есть вы не уволили смотрителей старше 65 лет?

Не уволили и постараемся не допустить этого. Сейчас трудно строить планы, ситуация меняется, и, может быть, к середине июля она будет менее тревожной. У нас есть четыре направления действий: навигация, дистанция, защитные средства (маски и перчатки можно будет купить по закупочной цене в музейных магазинах, если кто-то придет без них) и минимизация тактильных контактов. Мы хотим заменить ручные сканеры на стационарные, чтобы посетители могли сами сканировать свои билеты. Оставим открытыми максимальное количество дверей, но двери на вход в Галерею западного искусства будут закрыты, так как они сохраняют климат внутри. Поставим около них охранников, они будут открывать двери каждому посетителю. Аудиогидов и экскурсий первое время не будет. Но, если ситуация с эпидемией улучшится, может быть, сделаем экскурсии для семей, проживающих вместе, — такая практика есть в европейских музеях. Для нас важно не зажать посетителей, чтобы они чувствовали себя свободными, а не арестантами.

Защитная маска по мотивам картины Клода Моне «Белые кувшинки» из сувенирного интернет-магазина. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Защитная маска по мотивам картины Клода Моне «Белые кувшинки» из сувенирного интернет-магазина.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Откроетесь уже стоящими выставками?

Да, люди увидят выставки, которые смотрели только онлайн, — рисунков «От Дюрера до Матисса» и «Тату». Очевидно, мы будем увеличивать часы работы музея, чтобы все успели их посмотреть.

А можно спросить, есть ли у вас особенная маска для вернисажей?

Да, у меня есть исключительно красивый набор масок. Мы подготовили очень красивые маски на основе нашей японской коллекции, их можно купить в интернет-магазине.

Самое читаемое:
1
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
2
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
5
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
6
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
7
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
В галерее XL на «Винзаводе» открылась «Самая плохая выставка на свете». Авторы проекта, Авдей Тер-Оганьян и Художественное объединение «Красный кружок», исследуют природу плохого искусства — и плохого зрителя
16.09.2022
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+