Ольга Шишко: «Первое, что мы сделаем, — расставим столы через залы музея»

ГМИИ им. А.С.Пушкина запускает проект, помогающий пережить изоляцию, — «100 способов прожить минуту». О новом проекте, который стартует 10 апреля, рассказывает заведующая отделом кино- и медиаискусства музея Ольга Шишко

Ольга Шишко. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Ольга Шишко.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Как и зачем придуман новый проект?

Наш новый проект «100 способов прожить минуту» мне лично очень помогает оставаться в домашней самоизоляции, но общаться со всем миром. Мне даже кажется, что до работы над ним я никогда не уделяла так много времени моим любимым художникам и искусствоведам, которые сейчас на карантине в самых разных уголках мира: Китае, Японии, Австралии, Европе и Америке. Мы почти постоянно в Skype, обсуждаем, как они будут участвовать в нашем проекте, который в какой-то мере игра для нас и для наших зрителей. Мы предлагаем коды и ходы, чтобы они смогли применить их и в личной стратегии самоизоляции. Это время не должно состоять только из работы на «удаленке», просмотра фильмов, разных флешмобов и онлайн-концертов, чем сейчас уже напичкано интернет-пространство. «100 способов прожить минуту» тоже будет идти в режиме онлайн, но давать примеры и того, как можно жить в самоизоляции в реальной жизни.

Наталья Торопицына. «Перформанс Вито Аккончи „Песнь на тему“» (1973). 2020. Иллюстрация. Создана для проекта ГМИИ им. А.С.Пушкина «100 способов прожить минуту». Фото: предоставлено автором
Наталья Торопицына. «Перформанс Вито Аккончи „Песнь на тему“» (1973). 2020. Иллюстрация. Создана для проекта ГМИИ им. А.С.Пушкина «100 способов прожить минуту».
Фото: предоставлено автором

Из чего состоит этот проект?

Он состоит из двух разделов: «Время — категория созерцания» и «Медиакарантин». Сначала кратко о первом разделе. Самоизоляция заставляет нас остановиться, не бежать куда-то, как обычно, погрузиться в созерцание чего-либо, в нашем примере — произведений искусства. Сотрудники нашего музея выбирают из его коллекции произведения искусства, которые ассоциируются с замедлением времени и уединением и помогают лично им пережить самоизоляцию. Такие мини-лекции уже записали Марина Лошак, Илья Доронченков, Виктория Маркова, Светлана Загорская, Айнура Юсупова. К ним стали присоединяться коллеги из других музеев, например Екатерина Иноземцева, старший куратор «Гаража», комиссар Уральской индустриальной биеннале Алиса Прудникова, директор Нижегородского филиала ГЦСИ Анна Гор. Подключаются и наши друзья из Центра Помпиду, Тейт Модерн, Художественного музея округа Лос-Анджелес (LACMA), афинского Музея Бенаки. Они, в свою очередь, выбирают произведения из собственных собраний, комментируя их. На сегодняшний день у нас собралось довольно много историй, и еще порядка 25 искусствоведов и кураторов сейчас тоже записывают лекции.

Дмитрий Булныгин. Работа над проектом «Молочные поросята». 2020. Фотография. Фото: предоставлено автором
Дмитрий Булныгин. Работа над проектом «Молочные поросята». 2020. Фотография.
Фото: предоставлено автором

А в «Медиакарантине» главными действующими лицами выступают художники?

Да, главным образом это пока художники, те, которых мы любим и с которыми работаем, но есть и примеры исторические. Ведь художники во все времена привыкли творить в режиме самоизоляции — тот же Тинторетто в XVI веке, когда случилась чума в Венеции. Эти примеры из прошлого и сегодня могут подсказать нам разные варианты уединения. Из современных художников с нами Марианне Хеске из Осло, Криста Зоммерер и Лоран Миньонно, приславшие из австрийского Линца свой ежедневный «коронадневник», китайский художник Ши Чжэн, предлагающий провести день в изоляции со знаменитым британским композитором-электронщиком Брайаном Ино. И это далеко не полный список тех, кто присоединился или присоединится к нашему «Медиакарантину». Отдельная история с австралийским видеохудожником Дереком Креклером, который участвует сделанным в мастерской уже в условиях карантина автопортретом, он назвал его «Вирус в студии». Мы недавно приобрели одну из работ Дерека в нашу коллекцию.

Александра Дементьева. Кадр из видео «Песня» (2020), созданного для проекта ГМИИ им. А.С.Пушкина «100 способов прожить минуту». Фото: предоставлено автором
Александра Дементьева. Кадр из видео «Песня» (2020), созданного для проекта ГМИИ им. А.С.Пушкина «100 способов прожить минуту».
Фото: предоставлено автором

Ставите ли вы перед художниками, которых приглашаете, какие-то условия?

Мы обговорили только одно: они присылают лишь то, что делают сейчас в карантине или самоизоляции, неважно, в студии или еще где-то. Перед многими ведь стоял выбор — уединиться в мастерской или остаться дома. Не у всех, как у Александра Пономарева, тоже участника нашего проекта, мастерская находится в шаговой доступности от дома. Например, Дмитрий Булныгин, сейчас живущий во Франции, уверен, что лучшая самоизоляция — в лесу, в единении с природой, откуда он и прислал работу, в которой призывает не бояться бросать в костер произведения искусства, созданные специально с этой целью. В его видео это выструганные из дерева фигурки поросят. Вообще, неожиданно много собралось разных веселых работ, как «Свобода делать то, что хочется» Александры Дементьевой или «Музей самодельной вещи» Владимира Архипова, предлагающего воспользоваться сложившимися обстоятельствами и, вдохновившись примером народных умельцев, смастерить что-то своими руками. Некоторые художники сопровождают видео подробными инструкциями. Так, аргентинец Мариано Сардон в видео «Сколько длится твоя минута?» предлагает всем провести эксперимент со временем, используя определенные компьютерные коды. А бельгиец Давид Клербо, мастер медитативных погружений, придумал для нашего проекта целый философский монолог с иллюстрациями о чувствах и о том, как их можно разделить с другими. Размышлениями о течении времени в изоляции делится и арт-группа «Провмыза» в видео «Задвоение времени». Поскольку проект интернациональный, он запускается одновременно на русском и английском языках. 

Ян Фабр. «Художник, который пытается направить свой мозг вперед». 2006. Силикон, текстиль, дуб и краска. 43,5 x 23 x 32 см. Фото: Attilio Maranzano. © Angelos bvba / Предоставлено автором
Ян Фабр. «Художник, который пытается направить свой мозг вперед». 2006. Силикон, текстиль, дуб и краска. 43,5 x 23 x 32 см.
Фото: Attilio Maranzano. © Angelos bvba / Предоставлено автором

Как вам кажется, будут ваши «100 способов прожить минуту» актуальны и после того, как пандемия закончится?

Да, я почти уверена в этом. Очевидно, что, как это бывало не раз в истории после эпидемий, все выбегут на улицы, начнут обниматься, целоваться, и это будет нечто вроде еще одной Феста дель Реденторе, самого красочного праздника в Венеции, учрежденного еще в XVI веке в честь избавления города от страшной чумы. Мы с Мариной Лошак даже придумали, что первое, что мы сделаем, когда все это закончится, — расставим столы через залы Пушкинского музея и пригласим всех общаться, здороваться за руку, есть за одним столом. Это будет другая реальность, более эмоциональная, может быть. Художники будут больше работать руками, лучше чувствовать материал: мы ведь успеем соскучиться по тактильным контактам. Меня потрясло появление лебедей на каналах опустевшей из-за коронавируса Венеции. Мне хочется думать, что и Москва, как Венеция, станет другой — чище и лучше. Может быть, и люди станут чище и лучше.


Сайт проекта «100 способов прожить минуту»
С 10 апреля

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
5
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+