Открытие выставки «От Дюрера до Матисса» в ГМИИ прошло в прямом эфире

№81, март 2020
№81
Материал из газеты

Пушкинский музей устроил виртуальный вернисаж после закрытия музея на карантин, а 10 июля выставка наконец открывается для зрителей

Анри Матисс. «Женский портрет» («Л.Н.Делекторская»). 1945. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Анри Матисс. «Женский портрет» («Л.Н.Делекторская»). 1945.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Выставку «От Дюрера до Матисса. Пять веков европейского искусства из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина» так никто бы и не увидел неопределенное время, если бы не был придуман формат виртуального вернисажа, который состоялся в тот же день, на который был намечен обычный. Также во время карантина музей проводил специальные онлайн мероприятия, а теперь открывает проект для публики.

Альбрехт Дюрер. «Танцующие и музицирующие путти с античным „трофеем“». 1495. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Альбрехт Дюрер. «Танцующие и музицирующие путти с античным „трофеем“». 1495.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Разумеется, музей неоднократно показывал отдельные произведения и даже целые разделы из своего богатого собрания графики, однако столь полно и разнообразно представляет его впервые. Музейный фонд графики насчитывает сегодня более 350 тыс. гравюр и 27 тыс. рисунков. В его основу легло собрание гравюрного кабинета Румянцевского музея, затем он был значительно расширен за счет пожертвований частных коллекционеров, как российских, так и зарубежных, а также приобретений и передачи произведений искусства из других музеев. 

Экспозиция охватывает не только историю европейского рисунка с конца XV до середины XX века, но и все многообразие национальных школ: итальянской, французской, немецкой, голландской, фламандской. Работы русских рисовальщиков — начиная с XIX века — показаны рядом с произведениями западных мастеров и тем самым вписаны в общий контекст европейского искусства.

Винсент ван Гог. «Портрет молодой девушки». 1888. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Винсент ван Гог. «Портрет молодой девушки». 1888.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

По замыслу куратора выставки Виталия Мишина, ведущего научного сотрудника отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, выстроенная по хронологическому принципу экспозиция начинается с работ художников ранней немецкой школы (среди которых рисунки Альбрехта Дюрера) и листов итальянских авторов Ренессанса и маньеризма — они размещаются в левой колоннаде музея. Следующий зал посвящен графике XVII века в Голландии, Фландрии и Франции — тут Рембрандт, Питер Пауль Рубенс, Никола Пуссен и другие. Далее — графика Антуана Ватто, Франсуа Буше, Жана Оноре Фрагонара и Джованни Баттисты Тьеполо, то есть мастеров XVIII столетия. Правая часть колоннады охватывает XIX век — здесь рисунки Жана Огюста Доминика Энгра, Эжена Делакруа, Камиля Коро, работы Эдгара Дега, Огюста Ренуара, Анри де Тулуз-Лотрека, а также русских авторов — Карла Брюллова, Михаила Врубеля и других. Наконец, Белый зал отдан графике ХХ века — рисунки Джорджо Де Кирико, Амедео Модильяни, Пабло Пикассо, Поля Синьяка и других классиков модернизма соседствуют с работами Марка Шагала и Василия Кандинского. 

Отдельного упоминания заслуживают рисунки Анри Матисса. Музей хранит богатую коллекцию его графики. Большую ее часть передала в дар Лидия Делекторская, секретарь и муза художника.  

ГМИИ им. А.С.Пушкина
От Дюрера до Матисса. Пять веков европейского рисунка из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина
10 июля – 1 ноября

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
4
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Немецкий экспрессионист, несомненно, пребывал в депрессии, которая могла спровоцировать самоубийство. Однако, согласно новой версии современных экспертов, дважды выстрелить в себя из браунинга он не мог
08.11.2021
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+