18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Вене открывается Альбертина Модерн

Основой собрания нового музея, который примет первых зрителей 27 мая, стали частные коллекции с работами топовых художников, в числе которых Георг Базелиц, Алекс Кац, Ансельм Кифер, Синди Шерман и многие другие

О том, что знаменитый венский музей Альбертина собирается обзавестись филиалом, который целиком был бы посвящен искусству XX–XXI веков, стало известно еще в 2016 году. Это решение возникло в результате договоренности о передаче в дар Альбертине значительной части художественной коллекции, более полувека собиравшейся основателем сети строительных магазинов Baumax Карлхайнцем Эсслем и его женой Агнес. Их частный музей, учрежденный в 1999 году в Клостернойбурге, пригороде Вены, спустя 17 лет закрылся из-за трудного финансового положения; коллекционеры продали более половины экспонатов, а 1323 произведения искусства (общей стоимостью около €90 млн) готовы были пожертвовать столичной государственной институции. Среди авторов предложенных работ были Георг Базелиц, Алекс Кац, Тони Крэгг, Нео Раух, Синди Шерман.

Намерение супругов Эссль поддержал и новый владелец большого числа произведений из их собрания — строительный магнат Ханс Петер Хазельштайнер. Он согласился передать в распоряжение Альбертины свою часть коллекции сроком на 27 лет. Более того, его фонд Haselsteiner Familien Privatstiftung взялся оплатить расходы, связанные с предстоящим экспонированием произведений. Тогда же Хазельштайнер приобрел контрольный пакет акций венского Кюнстлерхауса (Дома художника), и вопрос с местоположением будущего филиала Альбертины решился довольно быстро. На протяжении последних трех лет в старинном здании у площади Карлсплац велась реконструкция.

Место это довольно знаменательно для культурной истории Вены. Здание в неоренессансном стиле по заказу Австрийского общества художников спроектировал архитектор Август Вебер. Оно возводилось во второй половине 1860-х годов; спустя полтора десятилетия к особняку пристроили два боковых крыла. В конце XIX века здесь кипела бурная творческая жизнь, которая, впрочем, удовлетворяла не всех: именно эти чертоги демонстративно покинула группа художников во главе с Густавом Климтом. Организованный ими Сецессион вскоре обзавелся собственным пристанищем, тоже на Карлсплац, как наглядный вызов двум консервативным заведениям по соседству — Кюнстлерхаусу и Академии. В том или ином формате Дом художника продолжал свою деятельность на протяжении всего XX века. Правда, в 1960-е годы здание собирались снести ради строительства многоэтажного офисного центра, однако общественность выразила протест, и все осталось как было. После нынешней реконструкции здание сохранило исторический облик, здесь отреставрированы фасады и некоторые значимые интерьеры. Вместе с тем вся инфраструктура теперь соответствует современным требованиям. Под экспозиции и службы нового музея отведена площадь в 2 тыс. кв. м; еще 900 кв. м остаются в пользовании Общества художников.

Мобилизуя коллекционеров

Обретенная коллекция четы Эссль послужила главным источником формирования фондов для Альбертины Модерн, но отнюдь не единственным. Сюда же были отнесены и те современные экспонаты, что в прежние годы нередко попадали в собственность музея, несмотря на его изначально классическую направленность, и некоторые новые поступления (например, обширная подборка немецкого и американского искусства конца XX века, полученная в дар от кельнского арт-дилера Рафаэля Яблонки, владельца Jablonka Galerie), а также коллекция работ послевоенных австрийских художников, переданная Альбертине галеристами Дагмар и Манфредом Чобот. В общей сложности в ведение нового музея перешло около 60 тыс. единиц хранения, и эта коллекция вполне интернациональна.

Тем не менее первый проект Альбертины Модерн было решено посвятить исключительно местной арт-сцене. Выставка под названием «Начало. Искусство в Австрии с 1945 по 1980 год» задумывалась как ретроспективный обзор, охватывающий основные тренды и главные имена заявленной эпохи. Несмотря на программный заголовок, речь идет все же о временной выставке, а не о постоянной экспозиции. Общая намеченная концепция предусматривает, что Альбертина Модерн будет работать в режиме больших тематических выставок, сменяющих друг друга.

Суммарно обустройство нового музея обошлось в €57 млн.

Все подготовительные работы по вводу его в строй завершились ранней весной 2020 года; с середины марта премьерная выставка должна была открыться для широкой публики. Но коррективы в планы венских музейщиков, как и повсюду в мире, внес коронавирус. Полностью готовую выставку — с этикетками, экспликациями, выставленным светом и отпечатанным каталогом — пришлось законсервировать на неопределенный срок.

Побывать там в марте смогли очень немногие, в том числе заранее приглашенные журналисты из ряда мировых СМИ. Вместо большой пресс-конференции состоялся брифинг с участием Клауса Альбрехта Шредера, генерального директора Альбертины. Отвечая, в частности, на вопрос корреспондента The Art Newspaper Russia о том, перенесутся ли отныне все показы современного искусства из старой Альбертины на новую площадку, Шредер подчеркнул, что в этом аспекте две музейные локации будут дополнять друг друга. Говоря о возможном развитии современной коллекции, директор музея дал понять, что придерживается тут своей привычной тактики: «Мы собираем не отдельные произведения — мы собираем коллекционеров». Из чего можно было заключить, что Альбертина Модерн рассчитывает на благосклонность и других владельцев значимых коллекций. Что же касается выставки «Начало», то Шредер расценил ее как этап в дальнейшем продвижении этого материала — и среди соотечественников, и среди иностранцев. «Музей намерен способствовать приданию совершенно нового статуса послевоенной истории австрийского искусства», — сказал он. При этом директор пообещал, что следующий проект в здешних стенах обязательно будет международным.

Травма и компенсация

Выставка «Начало» выглядит программной и довольно амбициозной. Похоже, кураторская команда в составе Бригитты Борхардт-Бирбаумер, Элизабет Дуц, Бертольда Эккера, Антонии Хершельман и Ангелы Штиф вполне намеренно обошлась без ряда стилистических оттенков, чтобы утвердить наиболее важные тренды послевоенной эпохи. Для тогдашнего искусства Австрии таковыми стали социальная критика и протест против всяческих догм. А вот выражалось это по-разному: сначала в виде сюрреалистических фантасмагорий Эрнста Фукса, Рудольфа Хауснера и Вольфганга Хуттера, положивших начало местной школе фантастического реализма, чуть позже — в формате экспрессивных абстракций Маркуса Прахенски и Арнульфа Райнера, еще позже — в радикальной практике деятелей венского акционизма Гюнтера Бруса, Отто Мюля, Германа Нитча, Рудольфа Шварцкоглера.

Так или иначе, на протяжении почти всего периода 1945–1980 годов, взятого кураторами выставки в качестве хронологии, происходило изживание военной травмы через ее ретрансляцию — вопреки официальной установке на сглаживание и смягчение. Частью той государственной политики был и курс на эстетическую преемственность в искусстве, на прежние традиции в новых обстоятельствах. Это вызывало неприятие еще в первое послевоенное десятилетие, а в 1960-х случился настоящий молодежный бунт. Он, конечно, коррелировал с арт-процессом на Западе в целом, но обладал и ощутимой местной спецификой. Завершается эта ретроспектива «на пороге постмодернизма», как гласит пресс-релиз.

Панорама эпохи выстроена эффектно, с включением больших холстов и крупных объектов. Не обходится выставка ни без монографических подборок (упомянем Фриденсрайха Хундертвассера, Вали Экспорт с Петером Вайбелем, Марию Лассниг, Франца Веста), ни без тематических залов — например, одно из самых броских, запоминающихся пространств посвящено австрийской версии поп-арта. Хотя, вообще-то, заметно, что здешние художники не ко всяким интернациональным поветриям относились с одинаковым энтузиазмом — будто сортировали привносимую моду с учетом особенностей своего менталитета. Лучше другого приживались оп-арт, геометрическое и конкретное искусство, коллажи и перформансы. Определенная художественная культура выросла вокруг феномена ар-брют. Процветал феминистский авангард, приковывали к себе внимание опыты по фиксации психологических травм из детства. Самоуглубленность, философичность, склонность к парадоксам, интерес к маргиналиям, критика буржуазности, провокация на грани фола — черты очень разные, но послевоенному австрийскому искусству в равной мере присущие.

Выставка «Начало» позволяет зрителю не просто следовать за кураторскими установками, но и приходить к собственным выводам. Материала для этого хватает: представлено почти 400 экспонатов, в списке 70 художников. Большинство произведений, как и обещано, взято из фондов Альбертины Модерн, но немало и работ, позаимствованных из разных источников специально для этого проекта. Новая дата окончания выставки — 15 ноября 2020 года, дальнейшие планы пока не оглашены.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+