18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Алексей Левыкин: «ГИМ представит коллекции бывшего Музея Ленина в виртуальном пространстве»

Музей В.И.Ленина на площади Революции, просуществовавший в здании бывшей городской думы 58 лет и закрытый в 1993 году, будет воссоздан онлайн Государственным историческим музеем. Директор ГИМ Алексей Левыкин рассказал нам о будущем проекте

Почему вы решили создать виртуальный музей Музея Ленина?

Изначально этой весной в Историческом музее планировалась выставка, посвященная 150-летию Владимира Ленина. Мы хотели открыть ее 22 апреля. Но в связи со сложившейся ситуацией было принято непростое, беспрецедентное в современной истории музея решение. Выставку «Ленин» мы были вынуждены отменить. Причем без переноса на осень, потому что сдвиг даты обесценил бы ее замысел.

И на чем вы сфокусировали внимание, переводя офлайн-проект в онлайн?

Важно понять, что полтора года мы готовились к выставке в музейном пространстве и теперь вынуждены менять планы и переводить проект в онлайн. Мы решили расширить тематику и представить коллекции бывшего Музея Ленина в виртуальном пространстве. Планируем, что к 7 ноября на сайте будет опубликовано не менее 200 знаковых предметов из коллекции с расширенными описаниями, а затем ресурс будет постоянно пополняться.

Также будет видеоконтент. Например, в музее хранится детальный макет кабинета Ленина в Кремле. Его мы планируем отснять в формате видеоэкскурсии. Или, вот скажем, знаменитый роллс-ройс Ленина — историю этого легендарного автомобиля мы также расскажем в видеоформате.

И конечно, будут показаны архивные документы. Мы ведем переговоры с нашими партнерами, с которыми сотрудничали при подготовке выставки «Ленин», с тем чтобы они разрешили нам показ своих экспонатов и в виртуальном музее. Это архивы — РГАСПИ (уже дал согласие), ГАРФ и архив ФСБ (Российский государственный архив социально-политической истории, Государственный архив Российской Федерации, Центральный архив Федеральной службы безопасности Российской Федерации. — TANR). Работать с архивными документами в электронном виде будет даже удобнее. На этом ресурсе мы планируем собрать все актуальные материалы, комментарии ведущих историков по истории Октябрьской революции, Гражданской войны, первых лет жизни Советского государства.

Расскажите, как вообще экспонаты упраздненного Музея Ленина живут и «работают» внутри Исторического музея.

Фонд под названием «Музей В.И.Ленина» хранит более 99 тыс. предметов. Все они поступили в ГИМ в 1993 году. Мы не можем показывать их в экспозиции музея: площади пока не позволяют создать полноценную экспозицию по истории ХХ века. Но в последние годы мы представляли предметы из этого фонда на выставках «Миф о любимом вожде» (2014), «Энергия мечты» (2017). Кроме того, предметы часто выдаются на выставки в другие музеи. Ни одна крупная выставка в России или за рубежом, посвященная советскому искусству, не обходится без предметов из этого фонда. После того как будет построено и введено в эксплуатацию единое музейное фондохранилище в Коммунарке, там будут размещены фонды Музея Ленина, в том числе в форме открытого хранения.

Было ли проведено какое-то новое исследование, описание коллекции? Потребовали ли вещи реставрации? Были ли расставлены новые акценты?

Предметы, которые мы планировали показать на выставке «Ленин», конечно, прошли реставрацию. Но тотальная реставрация всего фонда сейчас невозможна, мы ведем эту работу постепенно. Также для нашего виртуального музея мы делаем отдельную фотосъемку.

По поводу переоценки вещей из коллекции: Ленин ведь не перестал быть частью нашей истории, поэтому за прошедшие десятилетия глобальной переоценки хранимых предметов для нас не произошло. Музейщики хранят коллекции, имеющие безусловную культурную ценность — в данном случае это комплекс мемориальных предметов одного из выдающихся деятелей ХХ века (вне зависимости от оценок его деятельности). Для музейщика нет понятия моды. Мы хранили работы Герасимова, и когда он считался культовым художником, и когда его творчество стало подвергаться жесткой критике. Мы хранили произведения таких художников, как Бродский, Юон, Дейнека, Данько, Вильде, Веснин, задолго до того, как их имена стали культовыми. Искусствоведам эта коллекция может быть интересна с точки зрения зарождения и развития такого явления искусства, как социалистический реализм. Но для историков все эти произведения — это прежде всего источник информации для изучения исторических процессов, важное свидетельство эпохи.

Планируются ли подобные крупные виртуальные проекты в будущем?

Да, мы развиваем наши интернет-ресурсы и намерены продолжить эту работу в будущем. К 75-летию Победы запустим проект, посвященный работе Исторического музея в годы войны и подвигу его сотрудников по спасению коллекций.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+