Алексей Левыкин: «ГИМ представит коллекции бывшего Музея Ленина в виртуальном пространстве»

Музей В.И.Ленина на площади Революции, просуществовавший в здании бывшей городской думы 58 лет и закрытый в 1993 году, будет воссоздан онлайн Государственным историческим музеем. Директор ГИМ Алексей Левыкин рассказал нам о будущем проекте

Алексей Левыкин. Фото: Музей В.И.Ленина
Алексей Левыкин.
Фото: Музей В.И.Ленина

Почему вы решили создать виртуальный музей Музея Ленина?

Изначально этой весной в Историческом музее планировалась выставка, посвященная 150-летию Владимира Ленина. Мы хотели открыть ее 22 апреля. Но в связи со сложившейся ситуацией было принято непростое, беспрецедентное в современной истории музея решение. Выставку «Ленин» мы были вынуждены отменить. Причем без переноса на осень, потому что сдвиг даты обесценил бы ее замысел.

Генрих Цилински. Плакат «105-я годовщина рождения Ленина» из комплекта «Польскийленинский плакат». Издательство «Варшава». 1976. Фото: Государственный исторический музей
Генрих Цилински. Плакат «105-я годовщина рождения Ленина» из комплекта «Польскийленинский плакат». Издательство «Варшава». 1976.
Фото: Государственный исторический музей

И на чем вы сфокусировали внимание, переводя офлайн-проект в онлайн?

Важно понять, что полтора года мы готовились к выставке в музейном пространстве и теперь вынуждены менять планы и переводить проект в онлайн. Мы решили расширить тематику и представить коллекции бывшего Музея Ленина в виртуальном пространстве. Планируем, что к 7 ноября на сайте будет опубликовано не менее 200 знаковых предметов из коллекции с расширенными описаниями, а затем ресурс будет постоянно пополняться.

Также будет видеоконтент. Например, в музее хранится детальный макет кабинета Ленина в Кремле. Его мы планируем отснять в формате видеоэкскурсии. Или, вот скажем, знаменитый роллс-ройс Ленина — историю этого легендарного автомобиля мы также расскажем в видеоформате.

Пуля к пистолету Browning среднего калибра, которой был ранен В.И.Ленин 30 августа1918 г. Фото: Государственный исторический музей
Пуля к пистолету Browning среднего калибра, которой был ранен В.И.Ленин 30 августа1918 г.
Фото: Государственный исторический музей

И конечно, будут показаны архивные документы. Мы ведем переговоры с нашими партнерами, с которыми сотрудничали при подготовке выставки «Ленин», с тем чтобы они разрешили нам показ своих экспонатов и в виртуальном музее. Это архивы — РГАСПИ (уже дал согласие), ГАРФ и архив ФСБ (Российский государственный архив социально-политической истории, Государственный архив Российской Федерации, Центральный архив Федеральной службы безопасности Российской Федерации. — TANR). Работать с архивными документами в электронном виде будет даже удобнее. На этом ресурсе мы планируем собрать все актуальные материалы, комментарии ведущих историков по истории Октябрьской революции, Гражданской войны, первых лет жизни Советского государства.

Пишущая машинка «Космополит». Конец XIX в. Торговая фирма «Гуль Рихтер». Из Кремля, на ней печатались последние статьи и письма Ленина. Фото: Государственный исторический музей
Пишущая машинка «Космополит». Конец XIX в. Торговая фирма «Гуль Рихтер». Из Кремля, на ней печатались последние статьи и письма Ленина.
Фото: Государственный исторический музей

Расскажите, как вообще экспонаты упраздненного Музея Ленина живут и «работают» внутри Исторического музея.

Фонд под названием «Музей В.И.Ленина» хранит более 99 тыс. предметов. Все они поступили в ГИМ в 1993 году. Мы не можем показывать их в экспозиции музея: площади пока не позволяют создать полноценную экспозицию по истории ХХ века. Но в последние годы мы представляли предметы из этого фонда на выставках «Миф о любимом вожде» (2014), «Энергия мечты» (2017). Кроме того, предметы часто выдаются на выставки в другие музеи. Ни одна крупная выставка в России или за рубежом, посвященная советскому искусству, не обходится без предметов из этого фонда. После того как будет построено и введено в эксплуатацию единое музейное фондохранилище в Коммунарке, там будут размещены фонды Музея Ленина, в том числе в форме открытого хранения.

Исаак Бродский. «В.И.Ленин на фоне Смольного». 1925. Фото: Государственный исторический музей
Исаак Бродский. «В.И.Ленин на фоне Смольного». 1925.
Фото: Государственный исторический музей

Было ли проведено какое-то новое исследование, описание коллекции? Потребовали ли вещи реставрации? Были ли расставлены новые акценты?

Предметы, которые мы планировали показать на выставке «Ленин», конечно, прошли реставрацию. Но тотальная реставрация всего фонда сейчас невозможна, мы ведем эту работу постепенно. Также для нашего виртуального музея мы делаем отдельную фотосъемку.

По поводу переоценки вещей из коллекции: Ленин ведь не перестал быть частью нашей истории, поэтому за прошедшие десятилетия глобальной переоценки хранимых предметов для нас не произошло. Музейщики хранят коллекции, имеющие безусловную культурную ценность — в данном случае это комплекс мемориальных предметов одного из выдающихся деятелей ХХ века (вне зависимости от оценок его деятельности). Для музейщика нет понятия моды. Мы хранили работы Герасимова, и когда он считался культовым художником, и когда его творчество стало подвергаться жесткой критике. Мы хранили произведения таких художников, как Бродский, Юон, Дейнека, Данько, Вильде, Веснин, задолго до того, как их имена стали культовыми. Искусствоведам эта коллекция может быть интересна с точки зрения зарождения и развития такого явления искусства, как социалистический реализм. Но для историков все эти произведения — это прежде всего источник информации для изучения исторических процессов, важное свидетельство эпохи.

«В. Ульянов. 1887 г. Симбирск». Фотограф Борис Бик. Фотоплакат. Фото: Государственный исторический музей
«В. Ульянов. 1887 г. Симбирск».
Фото: Борис Бик. Фотоплакат. Фото: Государственный исторический музей

Планируются ли подобные крупные виртуальные проекты в будущем?

Да, мы развиваем наши интернет-ресурсы и намерены продолжить эту работу в будущем. К 75-летию Победы запустим проект, посвященный работе Исторического музея в годы войны и подвигу его сотрудников по спасению коллекций.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+