18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Франк Ауэрбах: «Язык живописи изменился, а рисунок как будто бы не зависит от времени»

Франк Ауэрбах, 88-летний классик современной живописи, рассуждает о том, что сейчас он рисует то, что находится не дальше 20 шагов от его мастерской

Франк Ауэрбах уже семь десятилетий входит в число ведущих британских художников. Он родился в Берлине в 1931 году. Родители сумели отправить его в Англию, а сами погибли в концлагере. В 1952 году Ауэрбах окончил Колледж искусства и дизайна святого Мартина в Лондоне, затем Королевский колледж искусств, в 1955 году. В 1986-м художник представлял Великобританию на 42-й Венецианской биеннале и получил «Золотого льва» (разделил его с Зигмаром Польке). Картины Ауэрбаха можно было видеть в Москве на прошлогодней выставке «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа» в ГМИИ им. Пушкина.

Беседа состоялась в лондонской мастерской Франка Ауэрбаха, где он работает с 1954 года.

Мне кажется, вы несколько приуменьшаете важность своих эскизов.

Я едва замечаю, что делаю их, и выбрасываю 95% рисунков. Складываю пачками, а потом просматриваю. Те, что кажутся мне хоть немного интересными, оставляю. Периодически я вспоминаю Эрнста Людвига Кирхнера, после которого остались тысячи сделанных на скорую руку рисунков. Они повсюду. Если бы он выбрасывал 95%, у нас сейчас был бы ряд очень сильных работ.

Цветные рисунки часто делаются не в один прием. Я начинаю с рисунка простым карандашом, а потом могу добавить в него чернила или цвет. По мере того как я продвигаюсь к живописи — а это занимает очень-очень много времени, — и узнаю чуть больше о предмете — а когда я говорю «о предмете», я имею в виду его пластические аспекты, — так вот, по мере продвижения рисунки становятся лучше. И когда я уже сделал 70 и делаю 71-й, бывает, что он получается более глубоким, чем сделанные в самом начале. Но иногда беглые черкания могут оказаться гораздо полезнее «хорошего» рисунка. Случается, один рисунок висит пришпиленный целый месяц, потому что он больше помогает, а другие все время сменяют друг друга. Это в большой степени рабочий процесс, эти рисунки — свидетельства того, что процесс идет.

Расскажите, пожалуйста, о рисунках с выставки «Слишком человеческое», которая за последние два года побывала в Музее Пикассо в Малаге, в лондонской Тейт и в Венгерской национальной галерее.

Эти рисунки показались мне интересными. В том числе тем, как они соотносятся с картиной, для которой служили набросками. Надеюсь, что в большинстве случаев это действительно так. Потому что все мои картины с самого начала фотографируются; мне известно, где они находятся, я знаю их все до единой. А большинство рисунков я выбросил, и лишь очень немногие либо потерялись, либо я раздарил их.

Вы хотите сказать, что все ваши рисунки без исключения — это эскизы к картинам?

Да, все эти маленькие рисунки — эскизы. Одна из самых прекрасных вещей на свете — «Спящая девушка» (1654) Рембрандта в Британском музее. Люди думают, что создание этого рисунка наверняка заняло не больше десяти минут. Но если рисунок сделан быстро, это вовсе не значит, что он небрежный. «Спящая девушка» — один из величайших рисунков на свете. Если бы существовал список 100 величайших рисунков — а на свете очень много прекрасных рисунков, — он непременно вошел бы в него.

Вы говорите, что иногда начинаете с простого карандаша.

Да, а на следующий день могу добавить чернил. А еще на следующий я работаю с цветом, так что получается, по сути, несколько «сеансов». Я выхожу на улицу и делаю набросок. Если судить по ощущениям, я рисую минут 5, но, когда смотрю на часы, оказывается, что прошло уже минут 35–45. А потом смотрю на рисунок и вспоминаю, что привлекло мое внимание. Я сознаю, что со временем моя визуальная память стала хуже, ведь мне уже 88 — очень вероятно, что дело в этом.

Произвольное изображение, созданное просто на основе знаний, полученных из истории искусства, геометрии и так далее, — вещь сравнительно мертвая. Куда больше шансов, что живой, оригинальный характер будет у изображения, в котором отражена противоречивость жизни, где все находится не там, где ты ожидаешь, где все иррационально, где свет меняется, где вещи оказываются в странных местах и не вписываются в общую логическую картину. Поэтому мне нравится, чтобы люди, которых я пишу, находились в этот момент передо мной, нравится смотреть на реальные предметы, когда я работаю над другими композициями.

Мне это было важно, даже когда я делал наброски с картин старых мастеров. Я сделал большую картину по маленькому «Снятию с Креста» (1632–1633) Рембрандта. Я не просто сидел перед полотном и копировал его. Я старался драматизировать свое собственное понимание форм, стоящих за тем, что видно на поверхности.

Думаю, здесь я вплотную подошел к формулировке мысли, применимой вообще ко всему, что я делаю. Мы все получаем визуальную информацию. Затем осмысляем себя или то, к чему она отсылает, а потом пытаемся найти способ драматизировать эту вещественную, материальную реальность. Именно для этого и служат рисунки. Они напоминают мне о том, что я видел. Благодаря им я могу представить это в воображении как скульптуру, как архитектуру и создать из этого представления изображение на плоской поверхности. Это сложное объяснение, но именно поэтому живопись иногда срабатывает. Есть потрясающие картины, которые никогда не надоедают, а все дело в том, что за ними стоит очень сложный процесс, и не важно, быстрый он или медленный.

Вы продолжаете делать рисунки по работам старых мастеров?

Сейчас я ничем не занимаюсь, кроме живописи и повседневных вещей. Я достиг финансового благополучия слишком поздно для того, чтобы привыкнуть к нему. У меня никогда не было возможности нанять кого-нибудь что-то делать. Поэтому я занимаюсь только работой и немножко покупками. Поход в Национальную галерею занял бы целый день и отнял бы у меня все силы. Раньше я вставал около пяти утра и рисовал. Теперь у меня уже не хватает на это сил. В последние годы я имею дело только с тем, что находится в радиусе 20 шагов от моей мастерской.

Мне очень повезло, что есть люди, которые регулярно позируют мне. Каждые лет пять я думаю: «Может быть, нужно сократить количество позирующих мне друзей», но потом, если они перестают ходить даже всего на неделю, чувствую, что чего-то не хватает. Я хочу ввести в живопись изменчивость жизни, непостоянство жизненной материи и надеюсь ухватить какой-то до сих пор не замеченный уголок. В конце концов, что такое портретная живопись как не поиск новых отклонений от нормы? Знаете, есть понятие «классическая голова», но если вы присмотритесь, то в голове человека нет ничего «классического», и это дает вам совершенно новую геометрию и совершенно новую выразительность. Именно такую живопись я люблю. Потому что, на мой взгляд, это есть даже у Пита Мондриана. Это абсолютно никоим образом не связано с абстрактным дизайном. Это связано с ощущениями.

Вы когда-нибудь делали рисунки по репродукциям картин?

Немножко — я наверняка делал это в какие-то моменты, но не очень часто. Я считаю, что мне повезло с художественным образованием. Многие учителя были довольно ограниченными, но в то же время в художественной школе преподавали и очень умные художники. Когда я учился на втором курсе Колледжа святого Мартина, Фредди Гор, сын Спенсера Гора (оба — известные британские художники. — TANR), прочел несколько лекций о старых мастерах — это были очень хорошие, умные лекции, — а потом отправил нас в Национальную галерею и велел создать собственную версию одной из картин. Я был молодым амбициозным художником и любил покрасоваться. И по какой-то причине я решил сделать версию Эль Греко. Думаю, не исключено, что я сделал ее по репродукции.

Но чем дольше я ходил в Национальную галерею, тем яснее осознавал, что рисунок по репродукциям попросту не работает. Они до такой степени вводят в заблуждение, что от них просто невозможно получить того, что получаешь от картины. Думаю, это одно из великих чудес жизни — что можно было просто прийти в зал графики Британского музея и попросить посмотреть рисунки Рубенса или рисунки Рембрандта, и не нужно было предъявлять никаких удостоверений, рекомендательных писем или чего-то в этом роде. То же касается и Музея Виктории и Альберта.

В Галерее Курто также замечательная коллекция рисунков.

У королевы тоже неплохое собрание. Студенты Королевской школы рисования каждый год ездят в Виндзорский замок и работают там с Леонардо. Да, на свете много хороших рисунков… Язык живописи со временем, несомненно, изменился. А рисунок как будто бы не зависит от времени. Никто не примет картину XXI века за XV век. В галерее Whitechapel была очень умная выставка рисунка под кураторством Майкла Крейг-Мартина. Она предельно ясно продемонстрировала вещь, которую я, кажется, уже знал тогда: рисунок остался рисунком, он не изменился. В Британском музее сотни рисунков Дюрера. Кое-что из них художник сделал явно за полчаса — как какой-нибудь великолепный рисунок Дэвида Хокни, изображающий сидящего напротив человека и сделанный в ресторане или в похожей обстановке. И хотя в углу стоит подпись “AD”, этот рисунок вполне мог сделать и Пикассо. Рисунок есть рисунок. Он удивительно вневременной, по крайней мере в западной традиции, со времен Джотто.

Вы думаете, это из-за того, что в рисунке больше свободы или спонтанности? Или дело в чем-то еще?

Он более личный. Посмотрите на рисунки Тинторетто: он очень быстро рисовал все эти изумительные композиции с людьми, тянущимися вниз и тянущими детей через стены, сцены осад и битв, потому что ему нужна была какая-то конкретная фигура. Эти быстрые великолепные наброски повернувшихся людей — некоторые из них Эль Греко прихватил с собой в Испанию, чтобы использовать позы, — думаю, все они делались исключительно как наброски к картинам. Это было их единственное предназначение, но все равно это замечательные рисунки. И на самом деле, на мой вкус, некоторые тщательно проработанные «рисунки в подарок» Микеланджело работают не так хорошо: они слишком «подчищенные» и в то же время перегружены деталями, — а вот наброски архитектурных элементов, повернутых тел и тому подобные быстрые эскизы к каким-нибудь фигурам Сикстинской капеллы сделаны величайшим гением и величайшим рисовальщиком всех времен.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+