18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Три лота недели

Совсем непохожий Александр Бенуа и очень похожий Денис Давыдов, а также реальный и воображаемый Рим на гравюре Пиранези. Три лучших лота на московских аукционах выбирала Татьяна Маркина.

Джованни Баттиста Пиранези. Лист из серии «Виды Рима». 1748–1778

Рим завладевал венецианцем Пиранези постепенно. Первый альбом его римских гравюр был сочиненным; мастера (который вообще-то был архитектором) захватила «безмерность мраморных глыб и бесконечность пространств» города. То, что Пиранези создал десять лет спустя, уже сочетало наблюдательность археолога и ученого с впечатлениями художника и путешественника. Иногда мастер создавал листы, скрупулезно воспроизводящие римские памятники в том виде, в котором они дошли до него, иногда поправлял действительность воображаемыми реконструкциями. Иногда и вовсе уходил в мир фантазий, как в знаменитой серии «Темницы», навеянной развалинами древнеримской тюрьмы на Капитолийском холме, но рисующей уходящие в бесконечность лестницы, крутящиеся своды, паутины балок и мистические лучи света, бьющие сквозь пробоины в стенах. Большой лист «Храм Кибелы на площади Бока дель Верита» 1758 года (как и два других листа Пиранези на торгах) относится к первому, «реалистическому» типу. Однако и на нем замечаешь не только стирку белья в античном фонтане и колеса, прислоненные к ветхому, превращенному в церковь храму древней языческой богини, великой матери богов, но и драматическое распределение света и тени и облака, нервно клубящиеся над крышей храма.

«Альбион», 4 октября (14:00), эстимейт 200–250 тыс. руб.

Карл Гампельн. Портрет Дениса Давыдова. 1820-е

Этот портрет поэта, героя Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова современники считали «одним из наиболее похожих». Он был сделан в Москве, куда Карл Гампельн, успешный и модный петербургский портретист, в мастерской которого могли встретиться и отец Пушкина Сергей Львович, и декабристы Петр Коновницын и Николай Лорер, и министр внутренних дел и коллекционер Виктор Кочубей, попал не по своей воле. Много лет Гампельн был завсегдатаем в доме президента Академии художеств Александра Оленина; в дни следствия над декабристами знакомство с семьями Олениных и Коновницыных вынудило художника уехать. Весной 1826 года, в Москве, Гампельн был представлен Давыдову, с которого и написал портрет. Это изображение понравилось славному партизану, герою и поэту, и Давыдов заказал Гампельну сделать с него небольшой тираж литографий. Литографированный портрет предназначался для частных подношений и в продажу не поступал (что и объясняет его нынешнюю редкость). Нижняя часть листа с именем изображенного выполнена в технике гравюры и подклеивалась ко всем немногочисленным экземплярам тиража.

«В Никитском», 2 октября (19:00), эстимейт 20–22 тыс. руб.

Почтовая открытка с портретом Александра Бенуа работы Бориса Кустодиева и автографом. 1920

«Уверяю Вас, что я здесь непохож, никогда таким противным не был. Ал. Бенуа» — вот что написано на открытке, выпущенной издательством Общины святой Евгении, и что делает ее такой редкой.

Эта община возникла в 1882 году по инициативе художников, в том числе Гавриила Кондратенко, который на этюдах в Крыму встретил нищую, оказавшуюся бывшей сестрой милосердия. В помощь женщинам, выхаживавшим раненых во время русско-турецкой войны, а потом брошенных на произвол судьбы, был создан комитет, покровительство над которым взяла принцесса Евгения Ольденбургская. Общину назвали в честь ее небесной покровительницы, а финансироваться она должна была за счет издательской деятельности — выпуска портретов, календарей, открыток. С 1902 года с издательством стали сотрудничать художники «Мира искусства»: они рисовали календари и открытки и портретировали друг друга. Открытка (и еще несколько лотов) происходит из коллекции сына писателя Николая Телешова, на знаменитых московских средах которого перебывала вся российская художественная элита.

«Антиквариум», 27 сентября (с 13:00), аукцион пройдет исключительно в режиме онлайн-трансляции. Эстимейт 300–500 у. е.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+