18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Три лота недели

Совсем непохожий Александр Бенуа и очень похожий Денис Давыдов, а также реальный и воображаемый Рим на гравюре Пиранези. Три лучших лота на московских аукционах выбирала Татьяна Маркина.

Джованни Баттиста Пиранези. Лист из серии «Виды Рима». 1748–1778

Рим завладевал венецианцем Пиранези постепенно. Первый альбом его римских гравюр был сочиненным; мастера (который вообще-то был архитектором) захватила «безмерность мраморных глыб и бесконечность пространств» города. То, что Пиранези создал десять лет спустя, уже сочетало наблюдательность археолога и ученого с впечатлениями художника и путешественника. Иногда мастер создавал листы, скрупулезно воспроизводящие римские памятники в том виде, в котором они дошли до него, иногда поправлял действительность воображаемыми реконструкциями. Иногда и вовсе уходил в мир фантазий, как в знаменитой серии «Темницы», навеянной развалинами древнеримской тюрьмы на Капитолийском холме, но рисующей уходящие в бесконечность лестницы, крутящиеся своды, паутины балок и мистические лучи света, бьющие сквозь пробоины в стенах. Большой лист «Храм Кибелы на площади Бока дель Верита» 1758 года (как и два других листа Пиранези на торгах) относится к первому, «реалистическому» типу. Однако и на нем замечаешь не только стирку белья в античном фонтане и колеса, прислоненные к ветхому, превращенному в церковь храму древней языческой богини, великой матери богов, но и драматическое распределение света и тени и облака, нервно клубящиеся над крышей храма.

«Альбион», 4 октября (14:00), эстимейт 200–250 тыс. руб.

Карл Гампельн. Портрет Дениса Давыдова. 1820-е

Этот портрет поэта, героя Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова современники считали «одним из наиболее похожих». Он был сделан в Москве, куда Карл Гампельн, успешный и модный петербургский портретист, в мастерской которого могли встретиться и отец Пушкина Сергей Львович, и декабристы Петр Коновницын и Николай Лорер, и министр внутренних дел и коллекционер Виктор Кочубей, попал не по своей воле. Много лет Гампельн был завсегдатаем в доме президента Академии художеств Александра Оленина; в дни следствия над декабристами знакомство с семьями Олениных и Коновницыных вынудило художника уехать. Весной 1826 года, в Москве, Гампельн был представлен Давыдову, с которого и написал портрет. Это изображение понравилось славному партизану, герою и поэту, и Давыдов заказал Гампельну сделать с него небольшой тираж литографий. Литографированный портрет предназначался для частных подношений и в продажу не поступал (что и объясняет его нынешнюю редкость). Нижняя часть листа с именем изображенного выполнена в технике гравюры и подклеивалась ко всем немногочисленным экземплярам тиража.

«В Никитском», 2 октября (19:00), эстимейт 20–22 тыс. руб.

Почтовая открытка с портретом Александра Бенуа работы Бориса Кустодиева и автографом. 1920

«Уверяю Вас, что я здесь непохож, никогда таким противным не был. Ал. Бенуа» — вот что написано на открытке, выпущенной издательством Общины святой Евгении, и что делает ее такой редкой.

Эта община возникла в 1882 году по инициативе художников, в том числе Гавриила Кондратенко, который на этюдах в Крыму встретил нищую, оказавшуюся бывшей сестрой милосердия. В помощь женщинам, выхаживавшим раненых во время русско-турецкой войны, а потом брошенных на произвол судьбы, был создан комитет, покровительство над которым взяла принцесса Евгения Ольденбургская. Общину назвали в честь ее небесной покровительницы, а финансироваться она должна была за счет издательской деятельности — выпуска портретов, календарей, открыток. С 1902 года с издательством стали сотрудничать художники «Мира искусства»: они рисовали календари и открытки и портретировали друг друга. Открытка (и еще несколько лотов) происходит из коллекции сына писателя Николая Телешова, на знаменитых московских средах которого перебывала вся российская художественная элита.

«Антиквариум», 27 сентября (с 13:00), аукцион пройдет исключительно в режиме онлайн-трансляции. Эстимейт 300–500 у. е.

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
7
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+