18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Уайльд и Бердслей. Русские денди ни в чем не уступали своим кумирам

В ГМИИ им. А.С.Пушкина открывается выставка, посвященная влиянию двух властителей умов рубежа XIX–ХХ веков на русскую культуру.

«Русский» ракурс, выбранный кураторами выставки (Зинаида Бонами, Анна Познанская и Алексей Савинов), более чем уместен. Оскар Уайльд произвел настоящий фурор среди отечественной публики, которая попала под сильнейшее обаяние не столько утонченных литературных опусов, сколько личности их автора. «Первейшая обязанность в жизни — быть столь артистичным, сколь это возможно. Какова вторая, еще никто не открыл», — эта фраза Уайльда стала девизом целой эпохи, породив явление «дендизма».

В свою очередь, творчество Обри Бердслея, прожившего совсем короткую жизнь (1872–1898), во многом определило внешние черты стиля модерн. Увлеченный, как и прерафаэлиты, красотой средневековой книги и модной на рубеже веков японской гравюрой, Бердслей придумал свой неповторимый стиль из изысканно-прихотливой линии силуэтов и эффектного сочетания черно-белых пятен.

Зритель увидит на выставке 16 иллюстраций Бердслея к Саломее Уайльда (1894), принесших их создателю ошеломительный успех. Из лондонских музеев (Тейт Бритен, Музей Виктории и Альберта) в Москву, помимо прижизненных изданий и автографов Уайльда, привезут ранние карикатуры и рисунки Бердслея.

Обаяние работ «гения миниатюры», выходца из семьи лондонских ювелиров, неизменно присутствовало в русской графике, журнальной в особенности. Художники «Мира искусства» — от Константина Сомова, Леона Бакста и Александра Бенуа до Дмитрия Чехонина — упивались капризной манерой blanс et noir и пикантной эротикой Бердслея, его арлекинами и коломбинами, дамами в кринолинах и страусовых перьях и совсем без костюмов, но в высоких прическах и масках. Пик же популярности двух знаменитых британцев пришелся на 1900-е годы. Издательство «Скорпион» и журнал «Весы», а затем и «Золотое руно» превращаются в центры московского «бердслианства». Достаточно лишь взглянуть на работы (предоставленные Третьяковской галереей, Русским музеем, Музеем Бахрушина и частными собирателями) Николая Феофилактова, Анны Ремизовой-Васильевой, Сергея Лодыгина, Анатолия Арапова, Николая Сапунова, Дмитрия Митрохина.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+