18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Итальянский архитектор Витторио Греготти скончался от коронавируса

В Милане от коронавирусной пневмонии скончался 92-летний архитектор Витторио Греготти — человек, придумавший Архитектурную биеннале в Венеции

«Великий архитектор и градостроитель, поднявший престиж итальянской архитектуры на международный уровень», — откликнулся на печальное известие о смерти архитектора Витторио Греготти министр культуры Италии Дарио Франческини. «Один из лучших наших архитекторов, так много сделавший для Милана. Спасибо за все», — написал мэр города Беппе Сала. «Герой архитектуры XX века», — подытожил председатель совета директоров Pirelli Марко Тронкетти Провера.

Зодчий, журналист, лектор, куратор — Греготти был не только человеком, проектирующим здания, но и философом, и «мотором» культуры. Он родился в 1927 году в городе Новара в Пьемонте. Окончил миланский Политехнический институт. Несколько десятилетий (1952–1963, 1982–1996) руководил влиятельным архитектурным журналом Casabella. В 1962 году он опубликовал сборник эссе «Территория архитектуры», который наряду со «Сложностью и противоречием в архитектуре» Роберта Вентури и «Архитектурой города» Альдо Росси стал важнейшей архитектурной книгой десятилетия. Считается, что в ней Греготти сформулировал принципы неорационализма: в проектировании важен акцент не на здании, а на улице, квартале и районе; архитектурная форма (относительно) независима от функции; следует быть предельно внимательным к исторической застройке; надо искать первоэлементы архитектуры; нужно фокусироваться на предметном наполнении архитектурной и городской среды. Все эти принципы актуальны и сегодня. Не случайно книга «Территория архитектуры» переиздавалась каждое десятилетие, последний раз в 2014-м.

В 47 лет Витторио Греготти основал архитектурное бюро Gregotti Associati International. С 1985 по 2005 год он занимался перестройкой миланского района Бикокка: разработал мастер-план и спроектировал отдельные сооружения. Редевелопмент Бикокки — гигантской промзоны на северо-западе Милана — стал самой крупной городской трансформацией в Италии на рубеже XX–XXI веков и второй по масштабу в Европе, после Берлина. В результате здесь появился Университет Милан — Бикокка, Театр Арчимбольди (творение Греготти, где давались представления оперы Ла Скала во время реставрации ее исторического здания), гигантский центр современного искусства; сюда переехали Национальный совет по научным исследованиям (CNR) и Институт неврологии имени Карло Бесты, открылись штаб-квартиры Deutsche Bank, Johnson & Johnson, Pirelli, Siemens и других транснациональных компаний.

Греготти был соавтором таких важных проектов, как Культурный центр Белен в Лиссабоне (1988–1993, самый большой в городе, вмещающий концертные и театральные залы, арт-галереи и музей современного искусства Берарду), Большой театр Прованса (2003–2007), стадион «Луиджи Феррарис» в Генуе, Театр Леопольда в Фоллонике (2012). Как градостроитель Греготти разрабатывал мастер-план района Пуцзян в Шанхае.

Наконец, третий, помимо теории и практики, вектор его деятельности — кураторская работа. В 1974–1975 годах он был директором секции визуальных искусств Венецианской биеннале. «Я действительно не знаю, почему именно архитектора попросили заниматься биеннале, — рассказывал он в 2010-м главному редактору Architectural Newspaper Уильяму Менкингу. — Я согласился при условии, что мы устроим смотр архитекторов. На биеннале никогда не было архитектурной секции — пусть будет первая». И это стало решающим шагом к учреждению в 1980 году Венецианской архитектурной биеннале.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+