18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Итальянский архитектор Витторио Греготти скончался от коронавируса

В Милане от коронавирусной пневмонии скончался 92-летний архитектор Витторио Греготти — человек, придумавший Архитектурную биеннале в Венеции

«Великий архитектор и градостроитель, поднявший престиж итальянской архитектуры на международный уровень», — откликнулся на печальное известие о смерти архитектора Витторио Греготти министр культуры Италии Дарио Франческини. «Один из лучших наших архитекторов, так много сделавший для Милана. Спасибо за все», — написал мэр города Беппе Сала. «Герой архитектуры XX века», — подытожил председатель совета директоров Pirelli Марко Тронкетти Провера.

Зодчий, журналист, лектор, куратор — Греготти был не только человеком, проектирующим здания, но и философом, и «мотором» культуры. Он родился в 1927 году в городе Новара в Пьемонте. Окончил миланский Политехнический институт. Несколько десятилетий (1952–1963, 1982–1996) руководил влиятельным архитектурным журналом Casabella. В 1962 году он опубликовал сборник эссе «Территория архитектуры», который наряду со «Сложностью и противоречием в архитектуре» Роберта Вентури и «Архитектурой города» Альдо Росси стал важнейшей архитектурной книгой десятилетия. Считается, что в ней Греготти сформулировал принципы неорационализма: в проектировании важен акцент не на здании, а на улице, квартале и районе; архитектурная форма (относительно) независима от функции; следует быть предельно внимательным к исторической застройке; надо искать первоэлементы архитектуры; нужно фокусироваться на предметном наполнении архитектурной и городской среды. Все эти принципы актуальны и сегодня. Не случайно книга «Территория архитектуры» переиздавалась каждое десятилетие, последний раз в 2014-м.

В 47 лет Витторио Греготти основал архитектурное бюро Gregotti Associati International. С 1985 по 2005 год он занимался перестройкой миланского района Бикокка: разработал мастер-план и спроектировал отдельные сооружения. Редевелопмент Бикокки — гигантской промзоны на северо-западе Милана — стал самой крупной городской трансформацией в Италии на рубеже XX–XXI веков и второй по масштабу в Европе, после Берлина. В результате здесь появился Университет Милан — Бикокка, Театр Арчимбольди (творение Греготти, где давались представления оперы Ла Скала во время реставрации ее исторического здания), гигантский центр современного искусства; сюда переехали Национальный совет по научным исследованиям (CNR) и Институт неврологии имени Карло Бесты, открылись штаб-квартиры Deutsche Bank, Johnson & Johnson, Pirelli, Siemens и других транснациональных компаний.

Греготти был соавтором таких важных проектов, как Культурный центр Белен в Лиссабоне (1988–1993, самый большой в городе, вмещающий концертные и театральные залы, арт-галереи и музей современного искусства Берарду), Большой театр Прованса (2003–2007), стадион «Луиджи Феррарис» в Генуе, Театр Леопольда в Фоллонике (2012). Как градостроитель Греготти разрабатывал мастер-план района Пуцзян в Шанхае.

Наконец, третий, помимо теории и практики, вектор его деятельности — кураторская работа. В 1974–1975 годах он был директором секции визуальных искусств Венецианской биеннале. «Я действительно не знаю, почему именно архитектора попросили заниматься биеннале, — рассказывал он в 2010-м главному редактору Architectural Newspaper Уильяму Менкингу. — Я согласился при условии, что мы устроим смотр архитекторов. На биеннале никогда не было архитектурной секции — пусть будет первая». И это стало решающим шагом к учреждению в 1980 году Венецианской архитектурной биеннале.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+