Как музеям достучаться до власти

С 13 по 15 сентября в Екатеринбурге прошла вторая часть международной конференции ИКОМ «Музеи и власть».

Это первая музейная конференция подобного масштаба в современной России и первая совместная конференция трех комитетов Международного совета музеев (International Council of Museums, ИКОМ) — России, Германии и США. Правительству Свердловской области и ИКОМ удалось привлечь около 400 участников со всей России. Если в Петербурге, где с 9 по 12 сентября проходила первая часть конференции, выступления в основном касались крупных музеев и международных проблем, то с переездом на Урал темы стали более локальными.

За два дня было заслушано более 30 докладов, посвященных различным аспектам взаимодействия музеев и государства. Выяснилось, что самая сложная задача для музейного сообщества — выстроить грамотные отношения с представителями власти в своем регионе, что необходимо для получения финансовой и юридической поддержки, а также для решения вопросов, связанных с музейным строительством или реставрацией объектов культурного наследия. Об одном из прецедентов успешного взаимодействия музеев и власти рассказала директор Кемеровского областного музея изобразительных искусств Лариса Мызина. Она была инициатором акции «Усынови картину», с помощью которой удалось привлечь представителей власти, а также крупные бизнес-структуры к реставрации музейных экспонатов. Так, губернатор Кемеровской области Аман Тулеев стал первым усыновителем: он лично профинансировал восстановление картины Виктора Зевакина «Сибирский иконостас». Впрочем, доклад Ларисы Мызиной в очередной раз показал, что и в музейном деле возможно решать насущные вопросы лишь в режиме «ручного управления».

В рамках форума состоялась торжественная церемония подписания соглашения о намерении создать культурно-образовательный центр «Эрмитаж-Урал» на базе Екатеринбургского музея искусств. Третий по счету в России центр будет открыт в 2016 году. Подобные представительства Эрмитажа уже существуют в Выборге и Казани, а вскоре появятся во Владивостоке и Омске.

Уральская часть конференции включала выездные сессии в Нижнем Тагиле и Ирбите. В последнем прошла церемония открытия единственного в стране музея гравюры и рисунка. Ирбитский музей изобразительных искусств был основан в 1972 году Валерием Карповым, его действующим директором. В течение 40 лет музей реставрировал работы, переданные туда еще в советское время из фондов Эрмитажа и ГМИИ им. А.С.Пушкина, и только сейчас была открыта для посетителей постоянная экспозиция графики европейских мастеров XV–ХХ веков.

Завершилась конференция 15 сентября дополнительным семинаром по методам противопожарной защиты музейных фондов и объектов культурного наследия. Секция была организована для сотрудников, отвечающих за техническое обслуживание музеев. Основным докладчиком выступил Константин Буланов, эксперт по пожарной безопасности компании ЗМ, который описал основные решения по предотвращению пожаров — от традиционных, использовавшихся еще в прошлом веке, до абсолютно современных разработок.

Представляется, что подобные конференции с участием музейщиков из разных стран должны проходить регулярно, ведь это не только уникальная возможность обмена опытом, но и часть глобализации, а соответственно, развития всей музейной отрасли. — Александр Барский

Подробный отчет о конференции «Музеи и власть» в Петербурге читайте в октябрьском номере газеты The Art Newspaper Russia.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+