18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Наум Габо вернулся в тихую гавань британского Сент-Айвза

№81, март 2020
№81
Материал из газеты

Выставка в Тейт в Сент-Айвзе иллюстрирует его теорию «искусства для современного мира»

Наум Габо. «Пространственная конструкция с кристаллическим центром». 1938–1940. Фото: The Work of Naum Gabo © Nina & Graham Williams / Tate, 2019
Наум Габо. «Пространственная конструкция с кристаллическим центром». 1938–1940.
Фото: The Work of Naum Gabo © Nina & Graham Williams / Tate, 2019

История прибрежного городка Сент-Айвз в графстве Корнуолл в ХХ веке оказалась тесно связана с искусством. Первым этот тихий тогда рыбацкий поселок облюбовал знаменитый английский керамист Бернард Лич. В 1920 году он приехал сюда с коллегой из Японии, Сёдзи Хамадой, и организовал первую в Европе керамическую мастерскую с традиционной японской печью для обжига. В 1928 году здесь появились и первые художники: Бен Николсон с женой Винифред, тоже художницей, и рано ушедший из жизни талантливый художник-самоучка Кристофер Вуд. Они основали в поселке нечто вроде художественной колонии. Здесь они познакомились с бывшим рыбаком Альфредом Уоллисом, тоже художником-самоучкой, открыв его и для лондонской публики. Накануне Второй мировой войны, летом 1939 года, Николсон вернулся из Лондона в Сент-Айвз уже со второй женой, скульптором Барбарой Хепуорт, которая после развода с мужем осталась здесь насовсем.

Наум Габо. «Линейная конструкция №2». 1970-71. Фото: The Work of Naum Gabo © Nina & Graham Williams / Tate, 2019
Наум Габо. «Линейная конструкция №2». 1970-71.
Фото: The Work of Naum Gabo © Nina & Graham Williams / Tate, 2019

Но самым неожиданным гостем Сент-Айвза стал друг Николсона и Хепуорт Наум Габо (1890–1977). Ему, одной из ключевых фигур русского авангарда, и посвящена выставка Тейт в Сент-Айвзе, самая крупная в Великобритании за последние 30 лет. Отправной темой для нее стал «Реалистический манифест» (1920) Наума Габо и его старшего брата Антона Певзнера (чтобы избежать путаницы, Наум в 1915 году сменил фамилию). Опубликованный в Москве манифест провозглашал пространство и время главными категориями в искусстве. 

Для Наума Габо, который до того как стать художником, в Мюнхене изучал медицину и естественные науки, понятие «реализм» означало, что искусство должно базироваться на достижениях науки и техники. Только так оно сможет говорить с современным обществом на его языке и влиять на него. «Он хотел изъять искусство из музея как храма для избранных», — говорит сокуратор выставки Сара Мэтсон. 

Наум Габо. «Голова №2». Увеличенная версия. 1964. Фото: The Work of Naum Gabo © Nina & Graham Williams / Tate, 2019
Наум Габо. «Голова №2». Увеличенная версия. 1964.
Фото: The Work of Naum Gabo © Nina & Graham Williams / Tate, 2019

На выставке около 80 произведений Габо из коллекции Тейт и берлинских собраний, иллюстрирующих его теорию «искусства для современного мира». Это кинетические конструкции, чудом сохранившиеся хрупкие объекты из плексигласа и нейлона, архитектурные наброски высотной вертолетной площадки и Дворца Советов в Москве, эскизы к балету труппы Сергея Дягилева «1927».

Интересно, что, будучи скульптором и дизайнером, Габо в своих полупрозрачных и прозрачных конструкциях стремился к дематериализации массы. «Главной для него была сама концепция произведения, а не его реализация, — рассказывает куратор, — потому что всю свою жизнь он провел на чемоданах, эмигрировав из России в 1922 году в Германию, затем во Францию, после в 1935-м в Англию, а в 1946 году в США. При этом свои работы он разбирал, упаковывал в плоские планшеты, чтобы затем снова их собират на новом месте». В наш цифровой век выставка Габо «позволит лучше понять его концепцию пространства и времени», надеется Мэтсон. «Наверное, это звучит банально, но он действительно опередил свою эпоху». 

Тейт в Сент-Айвзе
Наум Габо
До 3 мая

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
Газета является единственным в России интернациональным изданием, посвященным искусству
30.08.2023
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
4
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
5
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
6
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
7
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+