18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Наум Габо вернулся в тихую гавань британского Сент-Айвза

№81
Материал из газеты

Выставка в Тейт в Сент-Айвзе иллюстрирует его теорию «искусства для современного мира»

История прибрежного городка Сент-Айвз в графстве Корнуолл в ХХ веке оказалась тесно связана с искусством. Первым этот тихий тогда рыбацкий поселок облюбовал знаменитый английский керамист Бернард Лич. В 1920 году он приехал сюда с коллегой из Японии, Сёдзи Хамадой, и организовал первую в Европе керамическую мастерскую с традиционной японской печью для обжига. В 1928 году здесь появились и первые художники: Бен Николсон с женой Винифред, тоже художницей, и рано ушедший из жизни талантливый художник-самоучка Кристофер Вуд. Они основали в поселке нечто вроде художественной колонии. Здесь они познакомились с бывшим рыбаком Альфредом Уоллисом, тоже художником-самоучкой, открыв его и для лондонской публики. Накануне Второй мировой войны, летом 1939 года, Николсон вернулся из Лондона в Сент-Айвз уже со второй женой, скульптором Барбарой Хепуорт, которая после развода с мужем осталась здесь насовсем.

Но самым неожиданным гостем Сент-Айвза стал друг Николсона и Хепуорт Наум Габо (1890–1977). Ему, одной из ключевых фигур русского авангарда, и посвящена выставка Тейт в Сент-Айвзе, самая крупная в Великобритании за последние 30 лет. Отправной темой для нее стал «Реалистический манифест» (1920) Наума Габо и его старшего брата Антона Певзнера (чтобы избежать путаницы, Наум в 1915 году сменил фамилию). Опубликованный в Москве манифест провозглашал пространство и время главными категориями в искусстве. 

Для Наума Габо, который до того как стать художником, в Мюнхене изучал медицину и естественные науки, понятие «реализм» означало, что искусство должно базироваться на достижениях науки и техники. Только так оно сможет говорить с современным обществом на его языке и влиять на него. «Он хотел изъять искусство из музея как храма для избранных», — говорит сокуратор выставки Сара Мэтсон. 

На выставке около 80 произведений Габо из коллекции Тейт и берлинских собраний, иллюстрирующих его теорию «искусства для современного мира». Это кинетические конструкции, чудом сохранившиеся хрупкие объекты из плексигласа и нейлона, архитектурные наброски высотной вертолетной площадки и Дворца Советов в Москве, эскизы к балету труппы Сергея Дягилева «1927».

Интересно, что, будучи скульптором и дизайнером, Габо в своих полупрозрачных и прозрачных конструкциях стремился к дематериализации массы. «Главной для него была сама концепция произведения, а не его реализация, — рассказывает куратор, — потому что всю свою жизнь он провел на чемоданах, эмигрировав из России в 1922 году в Германию, затем во Францию, после в 1935-м в Англию, а в 1946 году в США. При этом свои работы он разбирал, упаковывал в плоские планшеты, чтобы затем снова их собират на новом месте». В наш цифровой век выставка Габо «позволит лучше понять его концепцию пространства и времени», надеется Мэтсон. «Наверное, это звучит банально, но он действительно опередил свою эпоху». 

Тейт в Сент-Айвзе
Наум Габо
До 3 мая

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+