Умер Улай, партнер Марины Абрамович

Бывший партнер и соавтор Марины Абрамович ушел из жизни в Любляне после продолжительной борьбы с лимфомой

Улай (30.11.1943 — 02.03.2020). Фото: Alamy Stock Photo / ТАСС
Улай (30.11.1943 — 02.03.2020).
Фото: Alamy Stock Photo / ТАСС

Бывший партнер Марины Абрамович художник Франк Уве Лайсипен, известный под творческим псевдонимом Улай, умер сегодня утром в столице Словении Любляне в возрасте 76 лет после продолжительной борьбы с лимфомой.

Пожалуй, наиболее широко Улай известен как соавтор Абрамович, с которой он познакомился 1976 году в Амстердаме. На протяжении 12 лет они оставалась самой знаменитой и самой новаторской парой в мире искусства.

«С большим сожалением я узнала сегодня о смерти моего друга и бывшего партнера Улая. Он был исключительным художником и человеком, которого будет очень не хватать. В этот день приятно осознавать, что его искусство и наследие будут жить вечно», — написала сегодня Марина Абрамович на своей странице в Facebook.

По случаю своего расставания в 1988 году художники сочинили перформанс: они прошли навстречу друг другу почти 6 тыс. км по Великой Китайской стене, встретились и расстались как пара навсегда.

В 2015 году Улай подал на Абрамович в суд, заявив, что она нарушила условия заключенного ими в 1999 году контракта, касающегося созданных совместно произведений. Нидерландский суд постановил, что Абрамович должна выплатить Улаю авторские отчисления в размере более €250 тыс., а также покрыть судебные издержки, составившие более €23 тыс.

Улай на перформансе Марины Абрамович «В присутствии художника». МоМА, Нью-Йорк, 2010 г. Фото: MoMA / Marina Abramovic
Улай на перформансе Марины Абрамович «В присутствии художника». МоМА, Нью-Йорк, 2010 г.
Фото: MoMA / Marina Abramovic

До и после отношений с Абрамович Улай активно занимался фотографией, работая в основном с Polaroid.

Когда здоровье Улая пошатнулось, он начал уделять очень много внимания процессу питья воды, который, по его словам, помогал ему глубже понять свое тело и перформативное искусство. «Я начал думать о том, как свести тело к какой-то другой базовой сущности, и понял, что это вода, потому что тело приблизительно на 70% состоит из воды», — говорил он.

Улай родился в германском Золингене, жил и работал в Амстердаме, а позднее переехал в Любляну, где в ноябре минувшего года в честь своего 76-летия открыл фонд Project Space.

В ноябре 2019 года в Стеделейк-музее в Амстердаме открылась большая ретроспектива Улая, которую можно увидеть до конца апреля 2020 года.

Ричард Салтун, владелец представляющей Улая лондонской галереи Richard Saltoun, написал: «Мы глубоко опечалены сообщением о смерти Улая. Это был свободнейший дух, первопроходец и провокатор, создававший радикальное и исторически уникальное искусство и работавший на пересечении фотографии и концептуалистски ориентированных подходов к перформативному искусству и боди-арту. Его уход — большая утрата для мира, которую будет трудно восполнить. Мы выражаем соболезнования его родственникам, друзьям и коллегам».

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
7
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+