18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Тату: тело вместо холста

№81
Материал из газеты

Парижская выставка-блокбастер, посвященная искусству татуировки и успевшая совершить мировое турне, теперь и в Пушкинском музее, в значительно обновленной и расширенной версии

Проект под названием «Татуировщики, татуировки» был задуман и реализован в парижском Музее на набережной Бранли имени Жака Ширака, который специализируется на культуре аборигенов Африки, Азии, Океании и Америки, и был сфокусирован не столько на традиционных племенных татуировках, сколько на том, что происходит с этим видом творчества в современной городской цивилизации. 

Основное внимание фран­цузы сосредоточили на нынешних западных мастерах татуировки, хотя не обошлось и без привычных «антропологических» экспонатов в витринах. Кураторы постарались представить их работы как произведения современного искусства, показать, каким образом человеческое тело в наши дни становится полноценным «холстом» для мастеров самых разных художественных направлений и стилей — графических и живописных. Выставка в Париже прошла с большим успехом в 2014–2015 годах. После чего она отправилась в мировое турне — ее уже показали в Королевском музее Онтарио в Канаде, в чикагском и лос-анджелесском музеях естественной истории. В Москву выставка приезжает с Тайваня, где ее можно было увидеть в Музее изящных искусств города Гаосюн. 

В ходе турне экспозиция менялась, в каждой стране к ней добавлялось что-то новое. Так, на парижской выставке экспонировалось 13 объемных силиконовых макетов человеческого тела с нанесенными на них рисунками современных татуировщиков, среди которых Гай Атчисон, Алекс Бинни, Пол Бут, Доктор Лакра, Филипп Лью, Тин-Тин, Хориёси III, Хенк Шиффмахер и другие громкие имена. В Пушкинском уже 17 таких «манекенов», к которым прибавили еще один торс. По выбору французских кураторов автором этой работы стал известный российский тату-мастер Александр Грим. 

По ходу перемещения по миру выставка пополнялась и местным этнографическим материалом. В Соединенных Штатах к ней добавили материалы, посвященные культуре татуировки у индейцев. В Гаосюне она увеличилась за счет раздела, рассказывающего о традиции лицевых татуировок у коренных жителей Формозы (историческое название острова Тайвань).

В Пушкинском музее выставка (кураторы Варвара Шкерменева и Александра Савенкова) дополнена многочисленными местными экспонатами, причем некоторые из них весьма ценные и уникальные, как, например, древнеегипетская ложечка в виде плывущей девушки с цветком лотоса (XIV век до н.э.) из постоянной экспозиции ГМИИ. Специалисты долго ломали голову над тем, что значат узоры на ее теле: украшения ли это или одежда? И только недавние исследования египетских мумий прояснили, что женщины Древнего Египта (возможно, жрицы) украшали себя татуировками. Так был разгадан секрет ложечки, и она стала одним из древнейших предметов на московской выставке. 

На отбор тематических экспонатов в отечественных музеях сотрудники ГМИИ потратили несколько месяцев, благодаря чему их количество с первоначальных 125 увеличилось до 180. Но, главное, как отмечают кураторы, значительно изменилась культурная интенция проекта. В Эрмитаже, Кунсткамере, Историческом музее и, собственно, в самом ГМИИ хранится значительное количество артефактов и документов, рассказывающих о путешествиях XVIII–XIX веков. 

Корабли Российской империи побывали в самых отдаленных уголках планеты, тогда еще населенных татуированными аборигенами, и осталось множество свидетельств, благодаря которым можно объемно представить этот древний вид творчества. Среди них, например, альбом с зарисовками с натуры Вильгельма Готтлиба Тилезиуса фон Тиленау, сделанными во время кругосветного путешествия в 1803–1806 годах с мореплавателем Иваном Крузенштерном. Альбом этот, включенный в экспозицию, хранится в Российской государственной библиотеке. 

Помимо татуированных аборигенов дальних морей, запечатленных в зарисовках из другой кругосветной экспедиции, мореплавателя Василия Головнина на шлюпе «Камчатка» в 1817 году, на выставке можно увидеть образцы тату отечественного происхождения, ведь азиатские территории России обширны и на них проживали и проживают самые разные этносы. 

К сожалению, из-за хрупкости не приехали эрмитажные татуированные мумии из алтайских пазырыкских курганов (VI–III века до н.э.). Однако дать представление о том, как с искусством тату обстояло дело у древних народов на территории современной России, кураторы все-таки смогли, поскольку традиции сохраняются и в наши дни. 

Так, в экспозиции можно увидеть фотографии лицевых татуировок, которые успел сделать, общаясь со старыми чукчанками, петербургский тату-мастер и исследователь истории татуировки Дмитрий Бабахин. Фотографии рассказывают нам и историю первой российской Международной московской тату-конвенции, состоявшейся 25 лет назад. В этом году, к слову, она пройдет в мае. 

Не забыты и советские зэковские татуировки. Они представлены знаменитой серией, показанной и в наших музеях, и за рубежом известным фотографом Сергеем Васильевым, который в 1960–1980-х годах посещал места заключения. Расцвет тюремной татуировки был чисто советским феноменом. Как рассказали кураторы, готовясь к выставке, они побывали в «Бутырке» и пришли к мнению, что современные ее образцы маловыразительны, и этот материал решили не брать.
Обещают на выставке и живые экспонаты. В частности, на несколько дней приезжает Тим Штайнер, спину которого украшает татуировка работы бельгийского мастера сов­риска Вима Дельвуа. Штайнер заживо продал эту татуировку одному немецкому коллекционеру, взяв обязательство принимать участие в качестве экспоната в выставочных проектах. Идея пополнить выставку произведениями современных художников тоже российская. Вим Дельвуа представлен здесь также своими фирменными татуированными свиными шкурками. А работающий с мрамором итальянский скульптор Фабио Виале — тремя статуями из его популярной серии, покрытыми «наколками» из акрила (две фигуры в стиле russian criminal tattoo и одна — в японском).

Выставка получилась впечатляющей, с размахом, охватывающей всю историю тату. И при этом рассказывающей, чем татуировки важны для нас сегодня, почему они перестали быть приметой маргиналов и криминальных личностей, став источником вдохновения для рекламы, дизайна и моды. 

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Тату
3 марта – 31 мая

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+