18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Альтернативные арт-площадки Петербурга

Современное искусство Северной столицы далеко не ограничивается тем, что показывают музеи и галереи. Свой обзор для Russian Art Focus сделал канадский филолог, поклонник города Джош Надьё

Санкт-Петербург дает плодотворную почву для творческой деятельности. Стоимость жизни здесь ниже, чем в Москве, что делает город более привлекательным для студентов и начинающих художников. В центре очень высока концентрация творческих личностей и площадок, а кроме того, здесь царит гораздо более некоммерческий дух, чем в деловых районах Москвы. Сочетание этих факторов способствовало возникновению целого ряда коливингов, в которых художники не только собираются и общаются, но и живут и творят. Среди этих своеобразных коммун есть как широко известные, как и андеграундные, но всех их объединяет стремление сочетать жизнь и искусство.


«Пушкинская, 10»

Пожалуй, самая успешная из художественных коммун города — «Пушкинская-10», получившая название по своему адресу на Пушкинской улице. Она была создана в начале 1990-х в заброшенном доме группами художников-нонконформистов, объединившихся в «Товарищество экспериментального изобразительного искусства». В период, последовавший за падением Советского Союза, художники использовали помещения не только для жизни, но и для работы, организовав здесь галереи и мастерские, а также устраивая экспозиции, часть которых затем показывали в Европе и США. С этим адресом так или иначе связаны имена самых известных художников Петербурга от Боба Кошелохова до группы «Митьки».

Арт-центр посещали многие культовые рок-музыканты позднесоветского периода, в том числе Борис Гребенщиков из «Аквариума» и Вячеслав Бутусов из «Наутилуса Помпилиуса». На сегодняшний день коммуна выросла в целый комплекс, включающий 15 галерей, 38 мастерских, концертный зал, два ночных клуба, детский театр и Музей нонконформистского искусства. Некоторые художники превратили свои мастерские в мемориальные музеи, как, например, Музей канцелярской кнопки фотографа и скульптора Андрея Чежина.


Художественная коммуна на проспекте Непокоренных

Если «Пушкинская-10» находится в самом сердце Петербурга и продолжает проводить мероприятия, привлекающие все более широкую публику, то художественная коммуна на проспекте Непокоренных в северной части города держится в стороне от царящей в центре суеты. Ее основали художники Анастасия Шавлохова, Иван Плющ и Илья Гапонов. Все трое — выпускники Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени А.Л.Штиглица, где они изучали классическую живопись. Расположенные на последнем этаже бывшего ракетного завода, мастерские «Непокоренных» отвечают вкусам нового поколения художников. Основатели «Непокоренных» объединились в конце прошлого десятилетия и отремонтировали заброшенное пространство, оборудовав здесь десять мастерских, а затем и галерею. Открытие площадки, состоявшееся, когда многим членам группы было от 25 до 30 с небольшим лет, внесло свежую струю в ландшафт андеграундных коммун города.


Коммуны в районе Коломна (Адмиралтейский район)

В последние пять лет в городе появилось сразу несколько новых коливингов и коммун, значительная часть которых расположена в историческом районе под названием Коломна. Многие из них не только предлагают галерейное пространство, но и стараются проводить мероприятия, объединяющие художников, активистов и ученых.

Арт-пространство «Триглинки» располагается на границе Коломны прямо рядом с Мариинским театром. Его основал музыкант, художник и коллажист Руслан Ларочкин в 2015 году. Главная задача пространства — обеспечивать площадку как для постоянных, так и для приезжающих на короткое время художников, многие из которых перед отъездом оставляют на его стенах свои произведения. «Триглинки» объединяют искусство и активизм. Все живущие здесь члены сообщества придерживаются вегетарианства и проводят мероприятия, посвященные ответственному потреблению, правам животных и другим близким темам. Кроме того, они приглашают к себе творческих личностей, работающих в самых разных дисциплинах: от поэтов и бардов до начинающих диджеев и рэперов.

Основатели коллектива «4413» куратор Мария Дмитриева и куратор и художник Ваня Шатравин-Достов тоже остановили свой выбор на Коломне. Самопровозглашенная «лаборатория альтернативного дискурса и межвидового родства» открылась только в мае 2019 года, но уже успела оставить заметный след на андеграундной сцене Санкт-Петербурга.

Художники из «4413» отремонтировали полуразрушенное здание в эстетике, резко контрастирующей с ухоженным лоском комплекса на острове Новая Голландия, расположенного через дорогу. Реставрация Новой Голландии велась при финансовой поддержке Романа Абрамовича с целью привлечь как местных жителей, так и туристов. Однако некоторые представители культурного андеграунда воспринимают хипстерскую достопримечательность как инородное городу вторжение. Многие художественные сообщества района, и в том числе «4413», стараются популяризовать альтернативное видение, основанное на принципе «сделай сам». Впечатляющий список проведенных группой за полгода мероприятий, в числе которых выставки, круглые столы, театральные представления и первая в городе квир-биеннале, доказывает, что входящие в нее художники уверенно двигаются к поставленной цели, не только создавая искусство, но и предоставляя площадку для многоликой социальной и художественной сцены Санкт-Петербурга.

Некоторые из этих пространств работают автономно, другие сотрудничают с многочисленными городскими институциями. Несомненно одно: из поколения в поколение Санкт-Петербург порождает все новые волны энергичных художников, стремящихся перевернуть наши представления о том, что значит жить, творить и представлять искусство в XXI веке.

Впервые текст был опубликован в Russian Art Focus № 15.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+