Семьсот квадратных метров для молодого искусства

№56, сентябрь 2017
№56
Материал из газеты

Итоговая выставка питерской арт-группы «Непокоренные» открывается в Московском музее современного искусства

Фото: MMOMA крыша открытой студии «непокоренные». Группа MilkandVodka за работой. 2007
Фото: MMOMA крыша открытой студии «непокоренные». Группа MilkandVodka за работой. 2007

Десять лет прошло с тех пор, как на карте Санкт-Петербурга появился сквот с романтическим названием «Непокоренные». Татьяна Ахметгалиева, Илья Гапонов, Ирина Дрозд, Иван Плющ и многие другие, кто начинал свой путь в искусстве именно здесь, примут участие в «отчетной» выставке, подводящей черту под декадой жизнедеятельности студии.

Если быть точнее, «Непокоренные» не совсем сквот в классическом смысле. Сквоттерством знамениты как раз предшественники «Непокоренных», стихийно занимавшие заброшенные дома и квартиры и существовавшие там на птичьих правах. Группа же, получившая свое название в честь проспекта Непокоренных, где располагался сквот, — анклав нового типа, скорее, арт-сообщество, созданное художниками-единомышленниками, совершенно официально работавшими в своих мастерских. Основатели сквота — выпускники Художественной академии имени Штиглица, в народе прозванной «Мухой», Иван Плющ, Илья Гапонов и Анастасия Шавлохова нашли пространство для студии на верхнем нежилом этаже бизнес-центра. Его владелец, меценат и бизнесмен Эдуард Пичугин разрешил художникам занять свободные помещения. За десять лет существования здесь проходили не только выставки, но и видеофестивали, арт-барахолки и даже лекции по истории и теории современного искусства.

Ирина Дрозд, «Давление». Смешанная техника. 200х150. 2016. Фото: MMOMA
Ирина Дрозд, «Давление». Смешанная техника. 200х150. 2016.
Фото: MMOMA

«Непокоренные» появились в Петербурге во времена почти полного отсутствия молодых современных художников. Старшее поколение еще жило воспоминаниями о блестящей эпохе неоакадемизма Тимура Новикова, новое же не спешило проявляться. Мастерские «Непокоренных» стали местом, где выросло целое поколение художников, выбравших свою дорогу в современном искусстве. В отличие от новых академиков, существовавших в стихийной карнавальной среде, «Непокоренные» намного серьезнее подошли к идее «сделанности» искусства и к тому же оказались полными индивидуалистами, не имевшими как таковой единой концептуальной платформы.

Кураторы выставки Анастасия Шавлохова и Анастасия Скворцова выстроили экспозицию, максимально приближенную к творческой атмосфере сквота, стараясь реконструировать систему связей между художниками и взаимовлияний. Инсталляции из кузбасслака Ильи Гапонова, текстильные панно Татьяны Ахметгалиевой, детские образы Ирины Дрозд, картины и инсталляции Ивана Плюща и работы еще 20 художников появились именно на «700 квадратных метрах молодого современного искусства».

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
А также «Египетский сервиз» Наполеона, фламандцы и носороги — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Петербурга
02.09.2022
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
3
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
7
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+