Семьсот квадратных метров для молодого искусства

№56, сентябрь 2017
№56
Материал из газеты

Итоговая выставка питерской арт-группы «Непокоренные» открывается в Московском музее современного искусства

Фото: MMOMA крыша открытой студии «непокоренные». Группа MilkandVodka за работой. 2007
Фото: MMOMA крыша открытой студии «непокоренные». Группа MilkandVodka за работой. 2007

Десять лет прошло с тех пор, как на карте Санкт-Петербурга появился сквот с романтическим названием «Непокоренные». Татьяна Ахметгалиева, Илья Гапонов, Ирина Дрозд, Иван Плющ и многие другие, кто начинал свой путь в искусстве именно здесь, примут участие в «отчетной» выставке, подводящей черту под декадой жизнедеятельности студии.

Если быть точнее, «Непокоренные» не совсем сквот в классическом смысле. Сквоттерством знамениты как раз предшественники «Непокоренных», стихийно занимавшие заброшенные дома и квартиры и существовавшие там на птичьих правах. Группа же, получившая свое название в честь проспекта Непокоренных, где располагался сквот, — анклав нового типа, скорее, арт-сообщество, созданное художниками-единомышленниками, совершенно официально работавшими в своих мастерских. Основатели сквота — выпускники Художественной академии имени Штиглица, в народе прозванной «Мухой», Иван Плющ, Илья Гапонов и Анастасия Шавлохова нашли пространство для студии на верхнем нежилом этаже бизнес-центра. Его владелец, меценат и бизнесмен Эдуард Пичугин разрешил художникам занять свободные помещения. За десять лет существования здесь проходили не только выставки, но и видеофестивали, арт-барахолки и даже лекции по истории и теории современного искусства.

Ирина Дрозд, «Давление». Смешанная техника. 200х150. 2016. Фото: MMOMA
Ирина Дрозд, «Давление». Смешанная техника. 200х150. 2016.
Фото: MMOMA

«Непокоренные» появились в Петербурге во времена почти полного отсутствия молодых современных художников. Старшее поколение еще жило воспоминаниями о блестящей эпохе неоакадемизма Тимура Новикова, новое же не спешило проявляться. Мастерские «Непокоренных» стали местом, где выросло целое поколение художников, выбравших свою дорогу в современном искусстве. В отличие от новых академиков, существовавших в стихийной карнавальной среде, «Непокоренные» намного серьезнее подошли к идее «сделанности» искусства и к тому же оказались полными индивидуалистами, не имевшими как таковой единой концептуальной платформы.

Кураторы выставки Анастасия Шавлохова и Анастасия Скворцова выстроили экспозицию, максимально приближенную к творческой атмосфере сквота, стараясь реконструировать систему связей между художниками и взаимовлияний. Инсталляции из кузбасслака Ильи Гапонова, текстильные панно Татьяны Ахметгалиевой, детские образы Ирины Дрозд, картины и инсталляции Ивана Плюща и работы еще 20 художников появились именно на «700 квадратных метрах молодого современного искусства».

Самое читаемое:
1
Финальный аккорд выставочного тура: в ГМИИ покажут Морозовых, а в Эрмитаже — Щукина
Оба проекта будут значительно отличаться от своих парижских версий. Москва сконцентрируется на драматическом пути Ивана Морозова как коллекционера, а Санкт-Петербург — на воссоздании развески такой, какой она была в особняке Сергея Щукина
26.05.2022
Финальный аккорд выставочного тура: в ГМИИ покажут Морозовых, а в Эрмитаже — Щукина
2
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
3
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
4
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
5
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
6
Алиса Прудникова станет программным директором V–A–C и «ГЭС-2»
Комиссар и художественный руководитель Уральской индустриальной биеннале современного искусства в скором времени заступит на пост программного директора Фонда V–A–C и московского Дома культуры «ГЭС-2». Пока что она сохранит и свою прежнюю позицию
26.05.2022
Алиса Прудникова станет программным директором V–A–C и «ГЭС-2»
7
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Однако картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» вернется в экспозицию только к началу следующего года: необходимо создать антивандальную капсулу. Реставрация огромного полотна признана экспертами успешной и революционной
24.05.2022
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+