18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

В мемориальной квартире Пушкина нашли уникальный пейзаж

№80
Материал из газеты

Пейзаж неизвестного художника из Мемориального музея-квартиры А.С.Пушкина на Мойке, 12 атрибутировали кисти голландского художника Геррита Маса, работы которого являются мировой редкостью

Скромный пейзаж в итальянском стиле неизвестного художника многие десятилетия украшал стену гостиной в Мемориальном музее-квартире А.С.Пушкина. И только проведенные в ходе недавней реставрации дополнительные исследования показали, что музей владеет редчайшей работой голландского мастера XVII–XVIII веков Геррита Маса, которая происходит из коллекции князя Семена Абамелек-Лазарева. До этого открытия в мире было известно всего о двух работах художника, дошедших до наших дней.

«Эта картина давно не давала покоя. С одной стороны, как будто безупречный итальянский пейзаж, с другой — на заднем плане отчетливо видна островерхая протестантская кирха, невозможная в католической Италии. И непонятный стаффаж: парочками изображены фигурки людей, чья одежда, скорее, напоминает одежду жителей Северной Европы», — рассказала нашей газете Галина Седова, заведующая музеем-квартирой.

Пейзаж, поступивший сюда в 1924 году из особняка князя Абамелек-Лазарева на Мойке, 21, находился в гостиной пушкинской квартиры с 1937 года и всегда считался работой неизвестного художника. Хотя на камнях в углу картины просматривалась монограмма, из-за толстого слоя старого лака она почти не читалась. Зато была видна дата — 1706.

В конце 2019 года в доске, на которой написан пейзаж, появилась небольшая трещина. Предмет отправили на реставрацию. Специалисты установили, что трещины в доске нет. Оказалось, что деревянное полотно состоит из двух подогнанных друг к другу досок и они слегка разошлись. Дерево укрепили, потом освежили старый лак — изображение стало более отчетливым и легко читаемым, что позволило детально рассмотреть монограмму. По словам Галины Седовой, она увидела удвоенное «а», что означало, скорее всего, голландскую фамилию, и в конце концов прочитала что-то вроде “Maasi”. В словаре Тиме — Беккера, крупнейшей биографической энциклопедии по искусству конца XIX — начала XX века, нашлось имя художника Геррита Маса (1661–1746) из Роттердама.

Седова написала письмо в Нидерландский институт истории искусств (RKD). На него откликнулась куратор отдела старых голландских и фламандских мастеров Эллис Дюлларт. Завязалась переписка, в ходе которой специалисты из Амстердама и Петербурга обменялись изображениями и разного рода информацией. Нидерландские ученые рассказали, что до письма из Петербурга считалось, что в мире существует только две картины этого, на их взгляд, загадочного художника. Одна из них была продана в 2001 году на лондонском аукционе Sotheby’s, вторая — в 2012-м в Мюнхене аукционным домом Ketterer Kunst. В Эрмитаже есть пейзаж, на котором стоит имя Питера Маса, специалисты считают, что они были братьями с Герритом.

«Мы тщательно еще раз изучили нашу картину и все материалы, присланные из Голландии, — рассказала Галина Седова. — Все совпало! Оказалось, что монограмма с нашей работы идентична монограммам на уже атрибутированных работах. Специалисты из Нидерландов подтвердили убедительное сходство по стилю, композиции. Стало понятно: перед нами не романтический пейзаж, а так называемый сочиненный пейзаж, с театральной кулисной схемой построения композиции, со стилизованными руинами. Но населен он жителями Голландии, отсюда и стаффаж — приземистые фигурки в теплой зимней одежде на фоне томной итальянской природы».

Информация о пейзаже уже размещена в базе RKD, а также на сайте этого крупнейшего научно-исследовательского центра по изучению искусства Нидерландов. По мнению западных искусствоведов, сенсационная находка в музее на Мойке окажет неоценимую помощь при изучении работ старых мастеров в музейных и частных собраниях. И теперь весь мир узнает, что работы Геррита Маса живут не только в Лондоне и Мюнхене, но и в Петербурге.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+