18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Скетчбуки путешествуют по Америке

№80
Материал из газеты

Библиотека из 45 тысяч альбомов для зарисовок Sketchbook Project планирует перейти на некоммерческую основу и открыть филиалы по всей стране

Бруклинская библиотека искусств активно развивает инновационный проект — собирает коллекцию альбомов с набросками художников, как новичков, так и профессионалов. Проекту больше десяти лет, и организаторы решили небольшой локальный бизнес трансформировать в некоммерческую институцию, которая сможет сотрудничать с другими организациями и открывать филиалы, небольшие музеи, по всей стране.

Под эгидой проекта Sketchbook Project уже собрано более 45 тыс. альбомов, а основан он художником Стивеном Петерманом в Атланте в штате Джорджия в 2006 году. Три года спустя Петерман перебрался в Нью-Йорк и нашел для своей необычной коллекции временный дом: ее приютила Бруклинская библиотека искусств в Вильямсбурге. По его словам, на определенном этапе он и его коллеги поняли, что в итоге придут к некоммерческой модели, которая, помимо разных программ и экскурсий по коллекции альбомов, предусматривает возможность арендовать пространство для мероприятий. «Мы по-прежнему остаемся успешным малым бизнесом, приносящим пользу местному сообществу, — говорит Петерман, — но в основном у нас применяется некоммерческая модель управления. Поэтому мы и подумали: почему бы не продолжить всем этим заниматься, только изменив формат?»

В самом скором времени библиотека планирует официально стать некоммерческой организацией. Это позволит сосредоточиться на новом направлении деятельности — открытии филиалов. «Идея такая. Потенциальный организатор приходит к нам и, к примеру, говорит: „Ребята, хочу открыть арт-библиотеку в Филадельфии“, — рассказывает Петерман. — Они подают заявку, получают статус организатора, а затем мы помогаем им найти площадку, оборудовать пространство, а альбомы предоставим бесплатно — как местному сообществу».

Принять участие в Sketch­book Project может любой художник. Для этого сначала нужно выкупить чистый альбом для набросков, где найдет отражение любой эпизод из вашей жизни или любые фантазии. Разнообразие альбомов из коллекции поражает и свидетельствует о широте творческих замыслов. Например, в одном скетч­буке полностью удален корешок — он заменен полосками кожи, а страницы испещрены калейдоскопическими зарисовками. На другом альбоме висит замочек, ключ к которому спрятан в специальной прорези на обороте обложки. Автор третьего посвятил его своему отцу — он был архитектором, проектировавшим здания в Египте. Чертежи, выполненные на прозрачной пленке, наложены поверх страниц с записями.

В библиотеке альбомы каталогизируются, хранятся и оцифровываются (подборка доступна онлайн), так что любой желающий может бесплатно ознакомиться с коллекцией. По словам организаторов, это самое большое в мире собрание заполненных скетч­буков, в нем представлены художники из более чем 130 стран. А еще у библиотеки есть собственное средство передвижения — букмобиль. Он может перевезти до 800 альбомов.

«Эти скетчбуки — нечто большее, чем просто альбомы для зарисовок, — говорит Оливия Петридес, профессор Школы искусств Чикагского института, которая не расстается с карандашом и блокнотом. — Каждый раз, открывая альбом и перелистывая его, я вспоминаю, как много связано с тем или иным наброском. Вот этот я делала, сидя на мокром камне, а этот — под птичьи трели. Это способ сконцентрировать и сохранить приятные воспоминания, притом очень действенный». 

Петерман всегда интересовался социологией проекта, смыслами и воспоминаниями, стоящими за рисунками, собранными в альбомы. И все это, уверяет он, никуда не денется с введением новой модели — просто станет доступно для зрителей всей страны. «Sketchbook Project вырос из идеи, что прекрасны не произведения отдельного художника, а коллекция в целом, — говорит его основатель. — Мне кажется, целиком собрание в эстетическом плане действует на зрителя мощнее». 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+