18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

2020 год в Генте: здесь был ван Эйк

№79
Материал из газеты

Художественная традиция, зародившаяся в начале XV века во Фландрии, соединяет черты поздней готики и искусства Нового времени. Просуществовав чуть более века, она обогатила мировое искусство немногими шедеврами, главный из которых — Гентский алтарь

Наступивший 2020 год объявлен в Бельгии годом Яна ван Эйка. Это третий и завершающий этап большого проекта «Фламандские мастера», призванного напомнить об эпохе необычайного расцвета искусства во Фландрии в XV–XVII веках, когда этот регион был одним из ведущих культурных центров Европы. В течение двух предшествующих лет во Фландрии (так называется северная часть Бельгии, где говорят на нидерландском языке и его диалектах) чествовали Питера Пауля Рубенса и Питера Брейгеля Старшего, а теперь очередь дошла и до Яна ван Эйка. Именно с этими тремя художниками в первую очередь ассоциируются и сам термин «фламандская манера», и художественные достижения региона в эпоху Ренессанса и барокко. В рамках программы «Фламандские мастера» традиционно проходит множество выставок и мероприятий, знакомящих гостей со всего мира с фламандскими художниками и их работами, а в центре внимания оказывается один из городов, с которым связан главный герой года. Ранее такими «местами силы» были Антверпен и Брюссель, а в 2020-м основные события разворачиваются в Генте. 

Центральным событием станет возвращение после многолетней реставрации в гентский собор Святого Бавона главного шедевра ван Эйка — алтарного образа «Поклонение  Агнцу». Со времени его завершения в 1432 году миллионы путешественников со всего мира приезжали в Гент, чтобы полюбоваться им. Однако на протяжении более 400 лет они видели не столько живопись братьев ван Эйк, сколько скрывавшие ее слои поздних записей и пожелтевшего лака. Реставрация алтаря ведется с 2012 года Королевским институтом культурного наследия Бельгии (KIK-IRPA) в специально оборудованной мастерской Музея изящных искусств Гента, посетители которого могли наблюдать за ходом работ через стекло. Важно отметить, что полностью восстановить шедевр планировали как раз за восемь лет, к 2020 году. Но в процессе стало очевидно, что для того, чтобы раскрыть настоящего ван Эйка, потребуется гораздо больше не только времени, но и средств (стоимость лишь двух завершенных этапов реставрации составила более €2 млн). 

Восстановленная в ходе второго этапа нижняя часть алтаря вернется в собор Святого Бавона в конце января 2020 года. Там она будет выставлена с еще не восстановленным верхним регистром, реставрация которого начнется в 2021 году (фрагменты с ангелами, Адамом, Евой, Девой Марией, Иоан­ном Крестителем и Создателем будут заменены копиями), давая возможность оценить разницу между оригинальным произведением ван Эйка и результатами почти губительных стараний «реставраторов» 1550 года. 

Осенью 2020 года в крипте собора Святого Бавона будет открыт специализированный центр, где можно будет узнать об этапах строительства храма и особенностях иконографии полиптиха, а с помощью технологии дополненной реальности даже виртуально посетить мастерскую ван Эйка. 

Главной выставкой предстоящего года во Фландрии станет экспозиция «Ван Эйк. Оптическая революция» в Музее изящных искусств Гента (1 февраля — 30 апреля 2020 года). Событие поистине историческое: никогда ранее не удавалось собрать в одном месте столько произведений художника. Творческое наследие ван Эйка насчитывает около двух десятков сохранившихся произведений, половина из которых будет представлена на выставке. Разумеется, главной сенсацией станут восемь отреставрированных створок Гентского алтаря — сцена Благовещения с изображениями пророков и сивилл наверху, а также фигуры заказчика алтаря Йоса Вейдта и его жены, молящихся перед статуями Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова, внизу (это полиптих в сложенном виде). Подчеркивается, что полностью отреставрированные внешние створки в первый и последний раз будут показаны на выставке, после чего навсегда перенесены на свое постоянное место в соборе. Также в экспозиции будут представлены произведения мастерской ван Эйка, его учеников и последователей, копии утраченных картин мастера и работы его современников — в общей сложности более 100 произведений. Еще один важный акцент экспозиции — наглядное сравнение знаменитой «фламандской манеры», у истоков которой стоял ван Эйк, и техники итальянских мастеров того времени. Среди экспонатов — произведения не только из бельгийских музеев, но и из Картинной галереи Берлина, Музеев Ватикана, мадридского Прадо, Национальной художественной галереи в Вашингтоне и Музея Дж. Пола Гетти в Лос-Анджелесе.

На 2020 год во Фландрии, прежде всего в Генте, запланировано множество мероприятий, связанных с фигурой и наследием Яна ван Эйка. Это и международные художественные выставки, и фестивали современного искусства, театральные и музыкальные представления. Программа мероприятий, посвященных величайшему фламандскому художнику, получила название “OMG! Van Eyck Was Here”, что можно перевести как «Боже мой! Здесь был ван Эйк». Так организаторы напоминают об остроумном способе подписать картину, использованном художником в «Портрете четы Арнольфини» из лондонской Национальной галереи. Мастер изображает молодую супружескую пару в интерьере, а у них за спиной помещает круглое зеркало, в котором пишет собственное отражение (едва ли не первое «селфи» в истории искусства), а над зеркалом помещает фразу на латыни “Johannes de eyck fuit hic” («Ян ван Эйк был здесь») и дату — «1434 год». Появление подписи автора на картине знаменует переход от средневековой практики, когда художник воспринимался как безымянный ремесленник, к ренессансному представлению об особом статусе этой творческой профессии.

Все события в рамках программы “OMG! Van Eyck Was Here” призваны не только отдать дань уважения великому мастеру, но и подчеркнуть его связь с городом, где находится главное творение ван Эйка, его историей и современностью, а также его жителями. Потому мероприятия рассчитаны на самую разную аудиторию: туристов и гентцев, любителей искусства, спортсменов (да-да, в конце марта в историческом центре Гента пройдет «Марафон ван Эйка»), детей разного возраста. 

Отличным способом познакомиться с городом и посмотреть на него глазами ван Эйка станет экскурсия по Генту под названием «Семь чувств» (с апреля по октябрь 2020 года), которая задействует все органы восприятия участников. Зрение, обоняние, вкус, осязание, слух, загадочное «шестое чувство» и, наконец, седьмое — движение — будут активизированы во время прогулки по городу, в процессе осмотра достопримечательностей, посещения церквей, музеев, кафе, рыночных площадей и магазинов, где можно попробовать и приобрести местные специалитеты. 

Что касается художественных и выставочных проектов, запланированных в Генте на 2020 год, то стоит отметить мультимедийное шоу современного британского художника Мэта Коллишоу «Ван Эйк в свете» в церкви Святого Николая (март — октябрь). Это своеобразное переосмысление Гентского алтаря с помощью музыки, света и видеомэппинга. Как говорит сам художник, он пытался показать контраст между тем, как человек способен создавать невероятные творения, и тем, как быстро он может уничтожить эту красоту. Получасовое представление — это нечто вроде фестиваля света в отдельно взятой церкви. 

Среди других выставок — «Цвета ван Эйка и дизайн» в Музее дизайна Гента (13 марта — 6 сентября 2020 года), погружающая зрителя в детали колорита художника, чье уникальное чувство цвета вдохновило современных мастеров декоративно-прикладного искусства на создание собственных произведений. 

На площади перед собором Святого Бавона будет установлена скульптура «Алтарь» Криса Мартина, которая в точности повторяет раму алтаря ван Эйка, и только ее, оставаясь абсолютно пустой. «Алтарь» Мартина — это приглашение посмотреть на окружающий мир сквозь «окно» ван Эйка. Похожую скульптуру можно увидеть на пляже в Остенде. 

Взаимоотношениям мастера и его ученика посвящена выставка Als ich can в стенах собора Святого Бавона, чье название — отсылка к известной надписи ван Эйка, смысл которой можно перевести как «насколько возможно», «в меру своих сил». В 2018 году министр культуры Фландрии Свен Гатц учредил субсидию для профессионалов, которые хотят передать ученикам секреты своего мастерства. Ее получили 27 пар учителей и учеников. Плоды трудов одной такой пары — студента Лиса Кайерса (р. 1982) и мастера-живописца Софи Куйкен — показывают, каким образом они осваивают технику традиционной масляной живописи — и ищут ей новое, современное приложение.

Отдельного упоминания заслуживает музыкальная программа 2020 года, в особенности запланированный на сентябрь концерт в соборе Святого Бавона. Специально к этому случаю мэрия Гента заказала знаменитому эстонскому композитору Арво Пярту музыкальное произведение, посвященное Гентскому алтарю. Результатом стала вдохновленная шедевром Яна ван Эйка композиция для органа и хора «Агнец Божий», которая впервые прозвучит под сводами собора в исполнении всемирно известного вокального ансамбля Collegium Vocale Gent (который в наступающем году отмечает свой 50-й день рождения) во главе с дирижером Филиппом Эрревеге. 

Специальное приложение

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+