18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Рекорд Мединского: главное за восемь лет

В ожидании назначения нового кабинета министров вспоминаем о главных событиях в культуре, случившихся за рекордные восемь лет пребывания Владимира Мединского на посту министра культуры РФ

15 января 2020 года президент РФ Владимир Путин принял отставку кабинета министров РФ. На смену премьер-министру Дмитрию Медведеву пришел Михаил Мишустин, который в ближайшее время объявит состав нового правительства. Тогда и станет известно, будет ли переназначен на свой пост, как в мае 2018 года, министр культуры РФ Владимир Мединский — один из самых обсуждаемых членов кабмина.

На этом посту он проработал почти восемь лет (с 12 мая 2012 года), что абсолютный рекорд (до него в постсоветское время он принадлежал Евгению Сидорову — 1992–1997). Родившийся в 1970 году Владимир Мединский был и самым молодым «культурным» министром РФ: его предшественники принадлежали в основном к послевоенному поколению 1940-х. На их фоне Мединский обладал совсем другим, невероятно амбициозным, стилем руководства.

Сам он считал, что заставил культуру работать. Например, с 2012 по 2018 год посещаемость российских музеев более чем удвоилась и по итогам 2018 года составила  154 млн человек, количество выставок выросло в 1,6 раза, доходы от продажи билетов — в 2,5 раза и достигли 15,5 млрд руб. (против 6,2 млрд руб. в 2012-м).

Министр сменил руководителей ключевых культурных институций: при нем Зельфира Трегулова возглавила Третьяковскую галерею, Марина Лошак — ГМИИ им. А.С.Пушкина, Владимир Урин стал директором Большого театра, Сергей Женовач пришел в МХТ после смерти Олега Табакова… Все люди — профессионалы своего дела. Нельзя отрицать благотворность этих назначений.

При Мединском активно велась реставрация объектов исторического наследия, заметным на этом фоне было восстановление монастырей. Так, на Новодевичий монастырь было выделено 4 млрд руб., Троице-Сергиеву лавру — 5,8 млрд руб., Кирилло-Белозерский монастырь — 1,1 млрд руб. Но в этой отрасли случился и, пожалуй, самый большой скандал за все годы пребывания Мединского в должности: в 2015-м было раскрыто хищение средств, выделенных на реставрацию, разбирательства вокруг Григория Пирумова, бывшего замминистра, и Бориса Мазо идут до сих пор.

Продолжались и начатые ранее стройки и преобразования исторических музейных зданий, в том числе ГМИИ и Политеха, а Третьяковке теперь предстоит реконструировать по проекту Рема Колхаса здание бывшего Центрального дома художника на Крымском Валу и достроить новый корпус в Лаврушинском. При Мединском был анонсирован амбициозный проект по созданию культурных центров с участием крупных музеев и театров во Владивостоке, Калининграде, Кемерово и Севастополе, который реализуется по поручению президента РФ.

Не обошло Министерство культуры заботой и отечественное кино. Ежегодные дотации на кинопроизводство составляли порядка 5 млрд руб. Щедро выделялись средства на фильмы патриотической тематики, но к появлению шедевров, увы, это не привело. В 2019-м из 68 лент, получивших господдержку, в прокате окупились лишь 8.

Что касается взаимодействия ведомства с областью современного искусства, то итоги его не назвать даже нейтральными. В 2016-м Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) был объединен с РОСИЗО, по сути — разгромлен, так как ядро коллектива, создававшее ГЦСИ на протяжении 20 лет, уволилось. Из объединения ничего не вышло: сначала отказались от строительства отечественного «Центра Помпиду» на Ходынке, а в 2019-м многострадальный ГЦСИ присоединили к ГМИИ. Вообще, объединение и укрупнение учреждений культуры, от музеев до НИИ, вполне можно назвать тенденцией последних лет.

В 2016-м группа историков выступила с предложением лишить окончившего МГИМО Мединского степени доктора исторических наук, так как его диссертация антинаучна. Сам министр посчитал это политическим заказом; несмотря на скандал, степень у него осталась; а претензии ученых не помешали Владимиру Ростиславовичу и дальше издавать десятки популярных книг на любимую им тему — разоблачать неправильные мифы о родине и заменять их мифами идеологически безупречными. При этом министр не боится вступать в публичные дискуссии — так, недавно для нашего издания он написал колонку о роли комиксов в культурном пространстве.

Любимым детищем министра Мединского является Российское военно-историческое общество (РВИО). Оно занимается патриотическим воспитанием населения, проводит фестивали, лектории, а также устанавливает памятники героям — всего их сейчас примерно 200. Самым резонансным монументом РВИО стал памятник князю Владимиру, который сначала хотели установить на склоне Воробьевых гор перед МГУ, а после переноса к Кремлю корректировали проект из-за требований ЮНЕСКО ко всему, что появляется в охранных зонах объектов всемирного наследия.

В 2017-м началось дело «Седьмой студии» о хищении денег, выделенных в 2011–2014 годах на проект «Платформа», объединивший театр и современное искусство. Министерство культуры контролировало этот проект и пять лет назад одобрило всю его финансовую отчетность, однако сегодня оно выступает истцом и просит взыскать с режиссера Кирилла Серебренникова и других обвиняемых 133 млн руб.

Будет ли Владимир Мединский вновь назначен министром или его сменит кто-то другой, нельзя не признать, что его имя стало символом новой государственной культурной политики, сформулированной в последнее десятилетие.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+