18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Рекорд Мединского: главное за восемь лет

В ожидании назначения нового кабинета министров вспоминаем о главных событиях в культуре, случившихся за рекордные восемь лет пребывания Владимира Мединского на посту министра культуры РФ

15 января 2020 года президент РФ Владимир Путин принял отставку кабинета министров РФ. На смену премьер-министру Дмитрию Медведеву пришел Михаил Мишустин, который в ближайшее время объявит состав нового правительства. Тогда и станет известно, будет ли переназначен на свой пост, как в мае 2018 года, министр культуры РФ Владимир Мединский — один из самых обсуждаемых членов кабмина.

На этом посту он проработал почти восемь лет (с 12 мая 2012 года), что абсолютный рекорд (до него в постсоветское время он принадлежал Евгению Сидорову — 1992–1997). Родившийся в 1970 году Владимир Мединский был и самым молодым «культурным» министром РФ: его предшественники принадлежали в основном к послевоенному поколению 1940-х. На их фоне Мединский обладал совсем другим, невероятно амбициозным, стилем руководства.

Сам он считал, что заставил культуру работать. Например, с 2012 по 2018 год посещаемость российских музеев более чем удвоилась и по итогам 2018 года составила  154 млн человек, количество выставок выросло в 1,6 раза, доходы от продажи билетов — в 2,5 раза и достигли 15,5 млрд руб. (против 6,2 млрд руб. в 2012-м).

Министр сменил руководителей ключевых культурных институций: при нем Зельфира Трегулова возглавила Третьяковскую галерею, Марина Лошак — ГМИИ им. А.С.Пушкина, Владимир Урин стал директором Большого театра, Сергей Женовач пришел в МХТ после смерти Олега Табакова… Все люди — профессионалы своего дела. Нельзя отрицать благотворность этих назначений.

При Мединском активно велась реставрация объектов исторического наследия, заметным на этом фоне было восстановление монастырей. Так, на Новодевичий монастырь было выделено 4 млрд руб., Троице-Сергиеву лавру — 5,8 млрд руб., Кирилло-Белозерский монастырь — 1,1 млрд руб. Но в этой отрасли случился и, пожалуй, самый большой скандал за все годы пребывания Мединского в должности: в 2015-м было раскрыто хищение средств, выделенных на реставрацию, разбирательства вокруг Григория Пирумова, бывшего замминистра, и Бориса Мазо идут до сих пор.

Продолжались и начатые ранее стройки и преобразования исторических музейных зданий, в том числе ГМИИ и Политеха, а Третьяковке теперь предстоит реконструировать по проекту Рема Колхаса здание бывшего Центрального дома художника на Крымском Валу и достроить новый корпус в Лаврушинском. При Мединском был анонсирован амбициозный проект по созданию культурных центров с участием крупных музеев и театров во Владивостоке, Калининграде, Кемерово и Севастополе, который реализуется по поручению президента РФ.

Не обошло Министерство культуры заботой и отечественное кино. Ежегодные дотации на кинопроизводство составляли порядка 5 млрд руб. Щедро выделялись средства на фильмы патриотической тематики, но к появлению шедевров, увы, это не привело. В 2019-м из 68 лент, получивших господдержку, в прокате окупились лишь 8.

Что касается взаимодействия ведомства с областью современного искусства, то итоги его не назвать даже нейтральными. В 2016-м Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) был объединен с РОСИЗО, по сути — разгромлен, так как ядро коллектива, создававшее ГЦСИ на протяжении 20 лет, уволилось. Из объединения ничего не вышло: сначала отказались от строительства отечественного «Центра Помпиду» на Ходынке, а в 2019-м многострадальный ГЦСИ присоединили к ГМИИ. Вообще, объединение и укрупнение учреждений культуры, от музеев до НИИ, вполне можно назвать тенденцией последних лет.

В 2016-м группа историков выступила с предложением лишить окончившего МГИМО Мединского степени доктора исторических наук, так как его диссертация антинаучна. Сам министр посчитал это политическим заказом; несмотря на скандал, степень у него осталась; а претензии ученых не помешали Владимиру Ростиславовичу и дальше издавать десятки популярных книг на любимую им тему — разоблачать неправильные мифы о родине и заменять их мифами идеологически безупречными. При этом министр не боится вступать в публичные дискуссии — так, недавно для нашего издания он написал колонку о роли комиксов в культурном пространстве.

Любимым детищем министра Мединского является Российское военно-историческое общество (РВИО). Оно занимается патриотическим воспитанием населения, проводит фестивали, лектории, а также устанавливает памятники героям — всего их сейчас примерно 200. Самым резонансным монументом РВИО стал памятник князю Владимиру, который сначала хотели установить на склоне Воробьевых гор перед МГУ, а после переноса к Кремлю корректировали проект из-за требований ЮНЕСКО ко всему, что появляется в охранных зонах объектов всемирного наследия.

В 2017-м началось дело «Седьмой студии» о хищении денег, выделенных в 2011–2014 годах на проект «Платформа», объединивший театр и современное искусство. Министерство культуры контролировало этот проект и пять лет назад одобрило всю его финансовую отчетность, однако сегодня оно выступает истцом и просит взыскать с режиссера Кирилла Серебренникова и других обвиняемых 133 млн руб.

Будет ли Владимир Мединский вновь назначен министром или его сменит кто-то другой, нельзя не признать, что его имя стало символом новой государственной культурной политики, сформулированной в последнее десятилетие.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+